Давление Запада на Белоруссию заставляет Минск действовать нестандартно
Илья Захаркин
Санкционное давление стран Запада на Белоруссию и Россию уже достигло небывалых в истории размеров. Ограничения не только коснулись практически всех секторов экономики, но и напрямую стали влиять на простых людей. Сегодня для граждан Белоруссии стало практически невозможно получить шенгенскую визу, а на пороге стоит вопрос о полном закрытии границ Евросоюза с республикой.
Первым шагом в данном направлении стал запрет на использование в ЕС грузового транспорта с белоруской и российской регистрацией. Вполне вероятно, что новые ограничения, о которых продолжают говорить на Западе, будут касаться и гражданского автотранспорта, а затем и всей транспортно-логистической отрасли Белоруссии и РФ.
На этом фоне последние действия официального Минска вызвали у многих удивление. Речь идет о решении белорусских властей разрешить приезжать в республику гражданам Литвы и Латвии без оформления виз. Безвизовый режим установлен для них с 15 апреля сроком на один месяц. Официально это было сделано для того, чтобы помочь гражданам сопредельных государств посетить своих родственников на весенние церковные праздники. Кроме того, было разрешено и посещение пограничной зоны без пропуска, так как именно в этой области расположено множество кладбищ, которые многие не могли посещать из-за введённых ранее ограничений, связанных с коронавирусом.
Примечательно в данном случае то, что ничего подобного для белорусов со стороны ЕС не было сделано даже после того, как в Евросоюзе стали ослаблять меры, введенные в связи с пандемией. Более того, у граждан РБ и вовсе появились дополнительные трудности. В частности, Литва, Латвия и Польша формально не вводят ограничений для пересечения своих границ со стороны Белоруссии для тех, кто обладает их национальными и шенгенскими визами. Однако на переходах многих белорусов разворачивают либо без объяснения причины, либо по надуманным предлогам. Исключение составляют те, кто едет по так называемым гуманитарным визам, выданным в связи с «политическими гонениями» в Белоруссии.
Действия официального Минска по открытию своих северных границ уже вызвало множество споров как в самой Белоруссии, так и у ее соседей. С одной стороны, буквально за несколько дней до принятия решения белорусские власти в ответ на санкционное давление со стороны Запада опубликовали список недружественных государств, к которым пообещали применять ответные меры. В него попали 39 стран, в том числе весь Европейский союз, не исключая Литву и Латвию. Таким образом, Минск официально признал враждебной политику Вильнюса и Риги, но при этом открыл для прибалтов свои границы.
С другой стороны, действия Белоруссии оказались неожиданными и для прибалтийских республик, где до конца не смогли понять, для чего был сделан такой шаг. Поэтому единственной реакцией Литвы и Латвии на происходящее стала попытка дискредитировать Белоруссию и ее власти. В частности, литовский и латвийский МИД рекомендовали своим гражданам не посещать соседнюю республику с практически одинаковыми объяснениями.
В Риге заявили, что въезд в Белоруссию сопряжен со значительными рисками, так как, мол, «режим Александра Лукашенко продолжает поддерживать военную агрессию России против Украины, и по отношению к нему применяются жесткие международные санкции». В этой связи сообщалось, что ранее разведывательные службы Латвии и других стран НАТО «публично предупреждали о разведывательной деятельности российских и белорусских спецслужб и вербовке граждан соседних стран». Поэтому в латвийской столице считают, что «есть серьезный риск того, что такие действия будут направлены и против граждан Латвии», а те, кто решится воспользоваться безвизовым режимом, «могут стать объектом провокаций со стороны белорусских спецслужб и быть ложно обвинены в нарушении белорусского законодательства с последующим арестом». После этого из Латвии стала приходить информация о том, что местные спецслужбы начали проводить среди граждан «разъяснительную работу», предупреждая, что в случае поездки в Белоруссию по возращении их ждут проверка и неприятности.
Литва пошла еще дальше. Вильнюс не только практически полностью повторил заявление Риги относительно «режима Лукашенко» и причастности Белоруссии «к военной агрессии России на Украине», но и развернул целую информационную кампанию, призванную дискредитировать Минск. В частности, литовская контрразведка сообщила, что фиксирует, что литовские граждане, отправляющиеся в Россию или Белоруссию, вербуются для шпионской деятельности. По словам министра обороны Арвидаса Анушаускаса, это происходит потому, что спецслужбы РФ и РБ имеют «ограниченные возможности» действовать на территории Литвы, а потому «в настоящий момент потенциальной мишенью российской и белорусской разведки могут стать обычные граждане Литвы».
Впрочем, все запугивания литовских и латвийских властей не возымели существенного эффекта, хотя, несомненно, и заставили многих действовать более осторожно. Только в первый день по безвизу в Белоруссию из Литвы и Латвии приехали несколько сот человек, а через неделю таких было уже более 3,7 тысячи. Причем подавляющее большинство – литовцы.
Вместе с тем вопрос о том, для чего на самом деле белорусские власти решили разрешить свободно приезжать в республику гражданам сопредельных и к тому же «недружественных» стран, по-прежнему остается открытым. Особенно если учитывать, что еще несколько месяцев назад на границе Белоруссии с ЕС бушевал серьезный миграционный кризис, а Литва и Латвия продолжают винить в нем белорусские власти, несмотря на то что сейчас ситуация более чем спокойная.
Объяснить логику действий белорусских властей можно по-разному. С политической точки зрения решение официального Минска может свидетельствовать о том, что белорусские власти стремятся продемонстрировать Европейскому союзу, Литве и Латвии в частности, готовность к нормализации отношений. Белоруссия показывает таким образом свою полную открытость в противовес непрекращающимся обвинениям в нарушении прав человека и утверждениям о том, что республика превратилась в тоталитарное государство закрытого типа. Кроме того, в белорусской столице вполне здраво рассчитывают на то, что приезжающие литовцы и латвийцы смогут самостоятельно изучить ситуацию в стране, что тем или иным образом повлияет на общественное мнение в прибалтийских республиках о Белоруссии. К тому же нельзя забывать, что на фоне жестких ограничений свободы слова в Литве и Латвии, связанных с усугубляющейся там русофобией, такая открытость официального Минска может нанести, пусть и небольшой, но все же удар по имиджу властей этих стран и проводимой ими политике.
В непосредственной связи с политическими причинами находятся и гуманитарные. Речь в данном случае идет о демонстрации Белоруссией своей готовности помогать простым литовцам и латвийцам в обеспечении их различными товарами, в том числе и первой необходимости, цены на которые в ЕС стремительно пошли вверх. Жители Литвы и Латвии и ранее приезжали в соседнюю республику за дешевым бензином и сигаретами. Однако сегодня, в том числе и из-за введенных ЕС антибелорусских и антироссийских санкций, можно наблюдать буквально паломничество граждан соседних «недружественных» стран в Белоруссию, где полки магазинов остаются полными, а цены гораздо ниже европейских. Помимо бензина и сигарет жители прибалтийских республик активно закупают белорусский торф и торфобрикеты, всевозможные крупы, соль и даже хлеб. По сути, введение безвиза должно позволить литовцам и латвийцам приезжать в Белоруссию на закупки, создавая при этом положительный образ республики, которая не страдает от санкций, в отличие от тех, кто их ввел.
Нельзя забывать и о некоторых вопросах экономики. С учетом того, что белорусский экспорт оказался практически закрыт в направлении ЕС, властям республики не остается ничего иного, как искать возможности нарастить потребление внутри страны. За счет открытия границ появляется дополнительная возможность увеличить продажи топлива, которое ранее поставлялось в Европу, а также некоторых видов иной продукции, в том числе и продуктов питания. В перспективе это может содействовать корректировке потока покупателей, который ранее был направлен, например, в Литву, а теперь разворачивается обратно. Проще говоря, Белоруссия вполне рассчитывает на то, что теперь она начнет зарабатывать на литовцах, как раньше они зарабатывали на белорусах, ездивших к ним на закупки.
В целом же открытие Белоруссией своих границ должно создать положительный образ республики в глазах простых литовцев и латвийцев, одновременно снизив степень их доверия к собственным властям. На фоне нарастающего кризиса в Прибалтике последствия подобных событий вполне способны оказать влияние на принятие Ригой и Вильнюсом решений по вопросу дальнейших торгово-экономических отношений с Минском. Конечно, безвизовый режим вряд ли станет главным инструментом раскачивания ситуации в Прибалтике, однако, как говориться, вода камень точит.
Ритм Евразии. 26.04.2022