Выборы нового Тито. В Сербии ожидают победы Вучича

Олег Бондаренко, основатель проекта Balkanist.ru, директор Фонда прогрессивной политики


В этом году во многих странах Балканского полуострова состоятся парламентские или президентские выборы. Словения и Черногория выбирают парламент, в Боснии и Герцеговине пройдут всеобщие выборы всех уровней власти, но главные выборы, конечно, в Сербии. 3 апреля состоятся внеочередные парламентские и очередные президентские выборы, помимо этого в стране пройдет серия муниципальных кампаний, главная из которых – в Белграде.

Последний раз совмещенные выборы в Сербии проходили в мае 2012 года, когда совершенно неожиданно во втором туре голосования за нового президента «вечный оппозиционер» Томислав Николич опередил на 2% действующего главу государства Бориса Тадича. Через пять лет, в 2017-м, Николича сменил его политический соратник, премьер-министр Александар Вучич. С этого времени отсчитывается новая политическая эпоха в этом ключевом для региона государстве.

За прошедшие 10 лет Сербия из ординарной балканской страны – одной из прочих кандидаток на вступление в благословенный по тем временам Евросоюз – превратилась в главного драйвера экономического развития не только Балкан, но даже всей Европы. По темпам роста сербский ВВП уже который год на первом месте в Европе. В стране строятся дороги, мосты, фабрики, открываются новые европейские предприятия – для торговли с Россией, ведь между нашими странами действует режим беспошлинной торговли. А сегодня, в период нового кризиса в отношениях Москвы с Европой, вызванного трагическими событиями в Украине, Сербия может стать единственным европейским окном возможностей как для бизнеса, так и для рядовых граждан. Ведь полеты сербского национального авиаперевозчика из Белграда в Москву и назад не прекращались. В Белград шли многомиллионные инвестиции от разных мировых центров – Китая и ЕС, России и США, Турции и стран Персидского залива.

Пекин вкладывался в развитие инфраструктуры на Балканах для увеличения возможностей транзита своих товаров на европейские рынки. После покупки греческого порта Пирей китайцы начали массовую реновацию автомобильных дорог в Сербии, Боснии и Герцеговине, Северной Македонии и Черногории. Последней даже дали кредит на строительство новой автомагистрали Бар–Белград в размере астрономического для самой маленькой республики бывшей Югославии 1 млрд евро под залог единственного крупного торгового порта Бар и единственного же незастроенного пляжа на всем адриатическом побережье Булярица. В результате кредит был успешно «освоен», а из двух участков магистрали один построен на 30%, второй не построен вообще. В итоге спасать Черногорию от китайцев пришлось консорциуму американо-французских инвесторов, согласившихся профинансировать реструктуризацию кредита.

В Сербии китайский бизнес оказался опасным конкурентом для российского. При этом за порядком на купленных предприятиях следит китайская полиция, а зарплаты для завезенных из Поднебесной рабочих существенно ниже рынка. Естественно, себестоимость производимой продукции в таких условиях минимальна, а конкурентоспособность высочайшая.

США в период президентства Дональда Трампа активно развивали отношения с Сербией, делая многое для их перезагрузки. Вашингтон даже назначил двух спецпредставителей – Мэтью Палмера по Западным Балканам и Ричарда Гренелла по Косово. Последний объявил о формировании специального фонда размером 60 млрд долл. на строительство транзитной инфраструктуры, объединяющей Сербию, Косово и Албанию. Его сменщик, представитель администрации Джозефа Байдена Габриэль Эскобар, продолжил данную работу. Однако глобальный интерес к региону при Байдене Вашингтон, очевидно, утратил, о чем без стеснения говорит Гренелл.

Что касается России, то до недавнего времени сложно было найти крупный российский бизнес, не представленный в Сербии: здесь работают представительства «Газпромнефти» и ЛУКОЙЛа, «Согаза» и ВТБ, других крупных компаний. Каждый третий вагон, колесящий по стране, модернизирован Российскими железными дорогами. А Сербия вместе с Боснией и Герцеговиной (благодаря позиции Республики Сербской) остаются единственными странами в Европе, не вводящими санкции против Москвы. При Министерстве обороны Сербии открывается представительство Министерства обороны РФ – такого уровня доверия нет даже внутри ОДКБ. Что особенно ценно в нынешних условиях острого конфликта России с Западом. На фоне закрытия большинства внешних маршрутов для россиян Белград наряду со Стамбулом становится единственным хабом на европейском направлении.

Как утверждают некоторые экономисты, Сербия уже перенасыщена инвестициями, разгоняющими цену за квадратный метр в Белграде до небывалых прежде значений. Сербия стала единственной страной в мире, где местные жители и иностранцы могут совершенно свободно привиться любой существующей вакциной – так президент Вучич привился китайским «Синофармом», спикер парламента Ивица Дачич – «Спутником V», премьер-министр Ана Брнабич – американской Moderna.

За прошедшие четыре года со дня вступления в должность президента Вучич смог вывести страну в лидеры экономического роста по всей Европе. И теперь, чтобы это положение удержать, у него только один выбор – стать новым Иосипом Броз Тито для Балкан, искусно балансируя между интересами многочисленных акторов, оставаясь лучшим другом для России и Китая, деловым партнером для США, ЕС, монархий Персидского залива и Турции. Именно поэтому Сербия не поддержала санкции против России, но проголосовала за резолюцию с осуждением действий Москвы на голосовании в Генеральной Ассамблее ООН. Будучи страной, пострадавшей от сепаратистов, поддержанных мировым сообществом, Сербия не могла не выступить за территориальную целостность Украины.

В новом пятилетнем политическом цикле, который стартует этой весной на Балканах, сербский президент, очевидно, разделит ответственность за будущее страны со своими давними партнерами из Социалистической партии Сербии Ивицы Дачича, возможно, позовет в коалицию кого-то еще, как он это сделал после предыдущих парламентских выборов 21 июня 2020 года, когда в Народную скупщину Сербии прошли всего три избирательных списка – Сербской прогрессивной, Социалистической партий и движения «Спас» – и все три стали частью правительственной коалиции. Позже движение «Спас» объединилось с правящей Сербской прогрессивной партией, а его лидер, глава самой густонаселенной столичной общины Новый Белград Александар Шапич стал кандидатом на пост мэра Белграда. Определенные шансы на возвращение в состав парламента имеет Сербская радикальная партия идеолога современного сербского национализма Воислава Шешеля, два года назад не сумевшая преодолеть даже пониженный трехпроцентный барьер. Или ее место займет новая молодая правая сила – «Заветники» Милицы Джурджевич. На либерально-прозападном фланге высока конкуренция мелких партий, среди прочих отметился своим резким осуждением действий России экс-президент Тадич и его партия. Заявленная в качестве объединенной оппозиционная коалиция на практике столкнулась с ожесточенным неприятием коллег, не согласных с выдвижением вовсе не однозначных фигур.

Так, кандидат в президенты Сербии от объединенной оппозиции Здравко Понош занимал пост начальника Генштаба ВС в период с 2006 по 2008 год. В Сербии его называют «НАТО-генерал», потому что он реформировал сербскую армию в соответствии с требованиями западных кураторов, что привело к резкому снижению оборонительной способности армии Сербии. «Он свел армию на уровень охотничьего содружества, продал танки и вооружение на металлолом», – заявил председатель исполнительного комитета Сербской прогрессивной партии Дарко Глишич. По словам премьер-министра Аны Брнабич, в отчетах Wikileaks содержатся факты, свидетельствующие о том, что Понош выступал за вступление Сербии в НАТО.

Мариника Тепич возглавляет парламентский список объединенной оппозиции. Она известна тем, что за политическую карьеру успела побывать членом нескольких партий, однако наиболее громкий факт о Маринике Тепич – это ее поддержка резолюции о геноциде мусульман в Сребренице, которую сербская сторона отрицает. В 2016 году она, будучи депутатом Лиги социал-демократов Воеводины, вместе с рядом парламентариев направила спикеру Народной скупщины срочный запрос о принятии резолюции.

Кандидат в мэры Белграда писатель, философ и дипломат Владета Янкович служил послом Сербии в Великобритании (2001), Ватикане (2008), в перерыве был советником экс-премьер-министра Воислава Коштуницы (2004). Как пишут сербские СМИ, Янкович неоднократно критиковал администрацию Белграда, которую тогда возглавлял нынешний оппозиционер Драган Джилас, и называл ее «вредительской, проворовавшейся и мародерской», что не помешало ему на этих выборах принять предложение Джиласа и стать кандидатом в мэры от объединенной вокруг Партии свободы и справедливости оппозиционной коалиции.

При таком наборе оппонентов уверенная победа Александара Вучича и его Сербской прогрессивной партии представляется единственно возможной и неизбежной. Без подобной уверенности Вучич бы и не решился объявлять вдвое укороченной последнюю каденцию парламента, в котором не было оппозиции. В новый созыв Скупщины эта оппозиция скорее всего вернется и будет своим присутствием лишь подчеркивать легитимность обновленной власти в глазах мирового сообщества.

НГ-Дипкурьер. 13.03.2022

Читайте также: