Украинься с миром
Марианна Беленькая, Кирилл Кривошеев
Российская и украинская делегации услышали друг друга и нашли точки, «по которым можно прогнозировать общие позиции», предполагается второй раунд переговоров в ближайшие дни. Таков итог встречи двух делегаций, которая состоялась во вторник в Гомельской области, на границе между Белоруссией и Украиной. Переговоры проходили на фоне непрекращающихся боевых действий на Украине. Бои шли на подступах к Харькову, Мариуполю и Чернигову. Непростая ситуация сохранялась и вокруг Киева.
Переговорщики говорят…
«На переговорах делегаций России и Украины найдены точки, по которым можно прогнозировать общие позиции»,— заявил помощник президента РФ Владимир Мединский по окончании встречи двух делегаций, которая состоялась в понедельник в Гомельской области (Белоруссия). Переговоры продолжались около пяти часов. «Самое главное — договорились продолжить переговорный процесс. Следующая встреча состоится в ближайшие дни на польско-белорусской границе, есть соответствующая договоренность»,— сообщил господин Мединский.
Предполагается, что до новой встречи каждая из делегаций проведет консультации с руководством своей страны.
«Стороны определили ряд приоритетных тем, по которым наметились определенные решения. Ради того, чтобы эти решения получили какие-то возможности имплементации, логистические решения, стороны уезжают для консультаций в свои столицы. Стороны обсудили возможность проведения в ближайшее время второго раунда переговоров, на которых эти темы получат уже конкретную практику развития»,— сказал журналистам советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.
Позднее он написал в Twitter: «Переговоры тяжелые. Правда, уже без каких-либо обязательных ультиматумов. Российская сторона, к сожалению, все еще крайне необъективно смотрит на запущенные ею разрушительные процессы».
Напомним, что переговоры начались с задержкой на сутки. Сначала представители Киева не хотели ехать в Белоруссию, затем выбрали сложное логистическое решение: к месту переговоров они прилетели на вертолетах через территорию Польши. В российскую делегацию, помимо Владимира Мединского, вошли заместители глав Минобороны и МИДа Александр Фомин и Андрей Руденко, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Украинскую сторону, кроме Михаила Подоляка, представляли министр обороны Алексей Резников, замглавы МИДа Николай Точицкий, глава фракции правящей партии «Слуга народа» Давид Арахамия, первый замглавы украинской делегации в Контактной группе по урегулированию в Донбассе Андрей Костин, депутат Рустем Умеров.
«Президент Лукашенко искренне надеется, что в ходе сегодняшних переговоров удастся найти пути решения всех кризисных вопросов. Все белорусы молятся за это. Любые ваши просьбы и предложения, касающиеся организации сегодняшней встречи, будут приняты и беспрекословно исполнены. Ждем результата»,— обратился к делегациям перед началом переговоров глава МИД Белоруссии Владимир Макей, прежде чем оставить их наедине друг с другом.
И сами участники встречи, и внешние наблюдатели с самого начала понимали, что переговоры не будут легкими и быстрыми. Украинская делегация не питала больших надежд. Тем не менее в Киеве четко обозначили свою цель: немедленное прекращение огня и отвод войск с территории Украины. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не стал анонсировать заранее запросы российской стороны, подчеркнув, что переговоры должны «идти в тишине».
Однако позже в Кремле обнародовали содержание телефонного разговора президента РФ Владимира Путина с французским коллегой Эмманюэлем Макроном, который состоялся еще до завершения гомельских переговоров. Согласно сообщению Кремля, президент Путин подчеркнул, что «урегулирование возможно только при безусловном учете законных интересов России в сфере безопасности, включая признание российского суверенитета над Крымом, решение задач по демилитаризации и денацификации украинского государства и обеспечению его нейтрального статуса». Такая постановка вопроса изначально была неприемлема для Киева.
…а пушки не молчат
На время переговоров в Белоруссии боевые действия на Украине не останавливались. 28 февраля, на пятый день спецоперации РФ, российские войска перешли в решительное наступление на два крупнейших города страны: Киев и Харьков. По данным украинского Генштаба, для этой цели весьма активно применялась «оперативно-тактическая и армейская авиации с использованием высокоточного оружия дальнего действия». А так как оба города расположены на севере Украины, в украинском Генштабе вновь обвинили Белоруссию в предоставлении российским военным своего воздушного пространства.
На странице ведомства в Facebook также опубликовали видео, на котором боеприпасы взрываются среди жилой застройки Харькова (в Минобороны РФ это никак не комментировали). Кроме того, говорилось о наступлении российских войск на направлении Чернигов—Киев, которое призвано полностью разблокировать им дорогу от границы практически до Киева.
Комментарий украинских военных относительно Донбасса в понедельник оказался очень краток. Они утверждали, что «цель захватчика по выходу на административные границы Донецкой и Луганской областей не достигнута». Сообщалось также, что Россия «не прекращает попыток высадки морского десанта в районе Мариуполя».
Зато российская сторона уделила Донбассу и, в частности, Мариуполю едва ли не основное внимание. «Подразделения вооруженных сил Донецкой народной республики, продолжая наступление, завершают блокирование Мариуполя»,— отчитался представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков. Он сообщил, что «вооруженными силами Российской Федерации взяты под контроль города Бердянск и Энергодар», которые имеют стратегическое значение. В Энергодаре, стоящем на берегу Каховского водохранилища, расположена Запорожская ГЭС, а Бердянск — очень удобный плацдарм для наступления на Мариуполь.
Как предположил в беседе с “Ъ” независимый белорусский военный эксперт Александр Алесин, российские войска продолжают выполнение двух основных задач.
«Первая — окружить группировку в Донбассе с запада и севера, а дальше судьба этих людей будет одним из козырей на переговорах,— отметил он.— А вторая — пробить сухопутный коридор к Приднестровью. Если Украина будет отрезана от Черного и Азовского морей, будет в принципе недоступна доставка грузов». Комментируя сражения за Киев, Харьков и другие крупные города, господин Алесин отметил: «Скорее всего, в многоэтажную застройку российские войска не пойдут — они могут лишь подавлять какие-то очаги сопротивления с воздуха. Видимо, будут браться промышленно-складские окраины, которые обеспечивают контроль над инфраструктурой — например, подстанциями и очистными сооружениями».
Говоря о ситуации вокруг Киева, Игорь Конашенков обвинил украинские власти в использовании жителей в качестве «живого щита для националистов, разместивших артиллерийские подразделения и боевую технику в жилых кварталах столицы». Он опроверг информацию, которую высказывает украинская сторона, что в Киеве якобы «орудуют группы российских диверсантов, а сам город блокирован». «Реальная обстановка следующая. В Киеве бесчинствуют вооруженные банды мародеров, грабителей и националистов, получивших оружие в результате преступного решения властей бесконтрольно раздавать его населению»,— заявил господин Конашенков. По его словам, все находящиеся в городе мирные жители могут беспрепятственно покинуть столицу Украины по трассе Киев—Васильков. «Еще раз хочу подчеркнуть, вооруженные силы Российской Федерации наносят удары только по военным объектам. Гражданскому населению ничего не угрожает»,— сказал он. Об этом же заявил в понедельник и президент Владимир Путин на переговорах со своим французским коллегой Эмманюэлем Макроном.
Между тем, по данным ООН на утро понедельника, с 24 февраля на Украине были убиты по меньшей мере 102 гражданских лица и 304 ранены. Кроме того, страну покинули более полумиллиона человек.
Цифры, приводимые украинскими властями, более высокие: МВД Украины сообщило о гибели 352 человек на утро понедельника. При этом в течение дня от местных властей Харькова, Чернигова, а также ряда других городов и регионов постоянно поступали новые данные о погибших и раненых среди гражданского населения.
Тем временем руководство ДНР и ЛНР обвиняет Киев в гибели мирного населения. «Ситуация напряженная. Вооруженные силы Украины воюют по-прежнему с гражданским населением. Особенно это чувствуется, когда они отступают, они за собой стараются оставить как можно больше ущерба»,— заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава ДНР Денис Пушилин. По его словам, только за последние сутки в республике «трое погибших среди гражданского населения и шесть человек еще ранены».
Коммерсантъ. 01.03.2022