Украинские беженцы создали проблемы для Варшавы

Валерий Мастеров


В среду польские региональные власти начинают регистрацию прибывших после 24 февраля беженцев из Украины. Накануне президент Анджей Дуда подписал закон, который создает особое правовое регулирование для украинских граждан, покинувших свою страну. Он предусматривает возможность проживать и работать в Польше до трех лет, а также получать медицинскую помощь и социальные пособия.

Еще недавно бушевали страсти вокруг событий на польско-белорусской границе, куда Варшава стянула значительные силы армии, полиции и военной техники, дважды вводила на востоке страны режим ЧП и в январе начала возводить непроходимый забор длиной 186 км и высотой 5,5 м. «Бетонный занавес» должен закрыть страну от нелегальных беженцев со стороны Белоруссии. В период летне-осеннего кризиса речь шла о 4–5 тыс. человек.

Сейчас все внимание приковано к погранпереходам на юго-востоке страны. Ворота в Польшу открыты почти нараспашку. За неполные три недели, по данным погранслужбы, польско-украинскую границу пересекли 1,83 млн человек. Как считают в МВД, в Польшу попадают 65% всех беженцев из Украины.

Rzeczpospolita бьет тревогу: «Беженцы вне системы. Некоторые нигде не фигурируют. Есть в Польше лица, чье пересечение границы вообще не зарегистрировано. Их нет ни в одной базе».

На днях Дуда рассказывал вице-президенту США Камале Харрис о том, что украинских беженцев не отправляют в лагеря, а находят для них места в частных домах, пансионатах, санаториях, гостиницах. При этом Дуда попросил финансовой поддержки, объяснив, что масштабный кризис с беженцами застал врасплох. И добавил, что за такую поддержку будет чрезвычайно благодарен. До сих пор остался неразгаданным внезапный смех Харрис во время пресс-конференции после встречи с Дудой, когда речь зашла о предоставлении гуманитарной помощи беженцам из Украины.

На этой неделе в Польше начал действовать фонд помощи Украине, в кассе которого около 2 млрд долл., почти половина из которых предназначена для глав регионов и местных организаций. Беженцы чаще выбирают крупные города, вокзалы, выставочные залы и спорткомплексы, которые на скорую руку оборудуются спальными местами. Варшава, Краков, Вроцлав уже задыхаются от их наплыва, поэтому идет рассредоточение по более мелким населенным пунктам, где местные власти могут предоставить крышу и трудоустроить. Пошли навстречу и частникам, готовым приютить беглецов: на содержание каждого из них можно получить примерно 10 долл. за сутки. Польша организовала и несколько дополнительных поездов в Чехию и Германию. Берлин уже просемафорил красным: 120 тыс. беженцев посчитал пределом.

Как оценивают эксперты Центра исследований миграции Варшавского университета, около 60% беженцев останется в Польше надолго. Остальные поедут в другие страны. Большинство же выражают надежду, что пробудут недолго и через несколько недель вернутся на родину. Однако все более реальным становится сценарий, согласно которому многие беженцы поселятся в Польше навсегда, приводит Business Insider аналитику банка Pekao.

Очевидной проблемой, которую стараются пока не выпячивать, становится обучение детей вынужденных мигрантов. В понедельник министр образования и науки Пшемыслав Черник сообщил, что в польские школы принято почти 30 тыс. детей украинских беженцев. А детей-школьников более 600 тыс. В Польше избегают говорить, что пришла пора вспомнить о русском языке. Да и сами беженцы все чаще понимают, что языком общения поневоле становится русский. Уже на погранпереходах бросается в глаза растяжка на русском: «Центр гуманитарной помощи».

В общении с украинскими беженцами дошло до внутриполитического курьеза, природу которого разбирают в президентском дворце. Дуда обмолвился, что в вопросы гуманитарной помощи беженцам вовлечена его жена, которая, по его словам, сотрудничает с различными учреждениями из США и с супругой президента Джозефа Байдена. Действительно, Агата Корнхаузер-Дуда известна как активная общественница, поэтому нет ничего удивительного в том, что она осталась неравнодушной к проблемам беженцев. Портал Wirtualna Polska (WP) рассказал о ее встрече с украинцами в местечке Браньщик в Мазовецком воеводстве. И все бы ничего, но переводчиком первой леди оказался Матеуш Пискорский – основатель пророссийской партии «Перемена», наблюдатель Крымского референдума в 2014 году, отсидевший три года в варшавской тюрьме по подозрению в шпионаже в пользу России и Китая и выпущенный под залог два года назад. Представитель канцелярии президента узнал об этом от журналиста WP. Фотографии встречи были сняты с президентского сайта.

Независимая газета. 15.03.2022

Читайте также: