Нагорный Карабах все еще под прицелом

Виктория Панфилова


Национальное собрание (парламент) непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) 30 марта приняло поправки к Закону об органах национальной безопасности, согласно которому Служба национальной безопасности Арцаха (самоназвание НКР) сформирует своей структуре боевые подразделения. Временное затишье, наступившее в последние дни по призыву России, ООН и других международных организаций, в любой момент может перейти в активную фазу, поскольку, как считают в Ереване, азербайджанские военные остаются на позиции закрепленной на одном из участков высоты Караглух. В Баку говорят, что в этом районе, в зоне дислокации миротворческого контингента РФ действуют «незаконные армянские силы», которые эту активность проявляют.

В ночь на 30 марта и до 10 часов утра на всей передовой линии соприкосновения в Нагорном Карабахе существенных нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было, оперативно – тактическая обстановка не потерпела изменений и продолжает оставаться напряженной, сообщил в среду Информационный штаб Республики Арцах (самоназвание непризнанной НКР), которую Баку призывает называть Карабахом или Карабахским экономическим районом.

Как ранее писала «НГ» (см. номер от 27.03.22), 24 марта ВС Азербайджана перешли линию соприкосновения и заняли населенный пункт Парух (в азербайджанской топонимике – Фаррух) Аскеранского района и несколько близлежащих позиций армии обороны непризнанной НКР. Продвижение азербайджанских сил было остановлено в результате вмешательства российских миротворцев, так как азербайджанская армия вошла в зону ответственности российского миротворческого контингента.

«С азербайджанской территории, в частности, прилегающей к этим населенным пунктам и высотам, ведутся строительные и восстановительные работы инфраструктуры и других объектов. Но безопасность этих работ в должной степени не обеспечивалась. Поэтому азербайджанская сторона укрепляется на этих позициях. Причем процесс так и называется – «уточнение позиций», а не «наступление» или «занятие новых позиций», – сказал «НГ» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. Он подчеркнул, что российские миротворцы были поставлены в известность процесса, потому как накануне обострения обстановки в Баку побывала российская делегация во главе с заместителем главнокомандующего по миротворческим операциям Сухопутных войск Российской Федерации, генерал-полковником Алексеем Кимом. «Этот вопрос ставился. Для российской стороны это неожиданностью не было. Во время этой операции инцидентов между азербайджанскими и российскими военными тоже не было. Были поставлены в известность командующие местных миротворческих сил и российско-турецкий мониторинговый центр», – отметил Велизаде.

Напомним, что 22 марта в Баку в ходе встречи первого заместителя министра обороны – начальника Генерального штаба Азербайджанской армии, генерала-полковника Керима Велиева с генерал-полковником Алексеем Кимом «обсуждались вопросы исполнения положений трехстороннего заявления, подписанного президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении, а также оперативная обстановка на территории Азербайджана, где временно дислоцированы российские миротворцы», говорится в сообщении Министерства обороны Азербайджанской Республики. Стороны в соответствии с пунктом 4 заявления от 10 ноября 2020 года обменялись мнениями по выводу «незаконных армянских вооруженных группировок с территории Азербайджана». Поэтому, как сказал Ильгар Велизаде, «формальности были соблюдены». По его словам, Баку настаивает на том, чтобы силы карабахского ополчения, которые азербайджанская сторона считает террористическими, были разоружены.

Еще один момент, на который обратил внимание политолог, заключается в том, что Баку не мог действовать за спиной Москвы. «Не так давно с Россией была подписана Декларация о союзническом взаимодействии. В 11-м пункте этого документа указывается, что Россия и Азербайджан совместно обязуются предпринимать действия по борьбе с террористами, экстремистами и сепаратистами. Получается, что российские миротворцы, будучи союзниками Азербайджана, согласно этой декларации, должны этих сепаратистов оттуда выдворять. Этого не происходит, что приводит к напряженности», – считает Велизаде. (В Баку считают армию освобождения непризнанной НКР вооруженными силами Республики Армения, которая не должна оставаться на территории Карабаха. – «НГ»).

Последние события вокруг Нагорного Карабаха актуализировали необходимость заключения масштабного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, о чем говорят Баку и Ереван, но из-за разногласий по поводу Нагорно-Карабахской Республики (НКР) приступить к переговорам не могут. «На уровне политической риторики такая приверженность демонстрируется, причем с обоих сторон. Но весь вопрос в том, что стороны вкладывают в содержание этого документа. Проблема упирается в серьезные разногласия между Ереваном и Баку по поводу территориальной целостности Азербайджана», – сказал Велизаде. Баку настаивает на том, что Ереван должен признать территориальную целостность и неприкосновенность Азербайджана в тех границах, в которых республика находилась в момент существования СССР. Армянская сторона настаивает на том, что Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджана до того, как Советский Союз распался, поэтому на момент распада СССР он уже был независимым. В Ереване указывают, что Нагорный Карабах должен оставаться независимым, а вопрос признания его статуса остается на повестке дня.

«В целом Ереван давно выступает с рядом конструктивных предложений по вопросу делимитации границы двух стран под патронажем России и открытия региональных транспортных и энергетических инфраструктур. Неприятие официальным Баку армянских предложений, очередное обострение в ситуации в зоне ответственности российских миротворцев в Карабахе свидетельствуют о том, что Баку вовсе не заинтересован в деблокаде границ и восстановлении традиционной транспортно-энергетической картины региона. Это вполне понятно. До сих пор Армения остается фактически в блокадном положении вот уже 30 лет. Не имея железнодорожной связи ни с Ираном, ни с Россией. В таком состоянии стране трудно восстанавливать и развивать свою экономику и социальную сферу, потрясенную тяжелейшим поражением в октябре 2020 года, очередным наплывом беженцев из Нагорного Карабаха. И в Баку это прекрасно понимают», – сказал «НГ» политолог Армен Ханбабян. По его мнению, с этой целью азербайджанская сторона пытается под различными предлогами и с помощью провокационных действий, насколько это возможно, оттянуть установление мира между двумя странами.

В то же время Баку выразил готовность предпринять конкретные шаги для подписания мирного договора с Ереваном, если Армения рассматривает этот вопрос как серьезный шаг.

«Если армянская сторона рассматривает вопрос мирного соглашения не как очередную акцию по информированию общественности, а как серьезный шаг, то пора предпринимать конкретные шаги. Хотим еще раз подчеркнуть, что Азербайджан к этому готов», – говорится в заявлении МИД Азербайджана в ответ на заявление Совбеза Армении от 28 марта.

В министерстве отметили, что Баку еще год назад выступил с предложением о подписании мирного договора с Ереваном на высшем уровне, а месяц назад озвучил конкретные принципы, на которых должно основываться это соглашение. Внешнеполитическое ведомство в очередной раз заявило, что невыполнение Ереваном своих обязательств «усиливает напряженность в регионе и подрывает усилия по установлению мира». Касательно внедрения международных механизмов сдерживания, в МИД Азербайджана подчеркнули, что лучшим средством для этого является международное право.

Накануне Совет безопасности Армении заявил, что считает обстановку вокруг Нагорного Карабаха крайне напряженной и предлагает Азербайджану незамедлительно начать переговоры вокруг всеобъемлющего соглашения о мире.

Независимая газета. 30.03.2022

Читайте также: