Бурные отводы: во что может вылиться обострение в Карабахе
Эльнар Байназаров
В Нагорном Карабахе наблюдается самая серьезная за последние полтора года эскалация. В Армении прямо допускают, что обострившаяся 24 марта обстановка может перерасти в полномасштабное столкновение с Азербайджаном, как это было осенью 2020 года, заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД Армении Эдмон Марукян. Пока же стороны продолжают переговоры по отводу военных, отметил политик, но прогнозы — пессимистичные. МИД Азербайджана, в свою очередь, утверждает: «Поводов для истерики нет», происходило лишь «уточнение позиций». Опрошенные «Известиями» эксперты полагают, что исключать возобновления военных действий нельзя, но главное отличие текущей ситуации — наличие российских миротворцев. В Москве Баку и Ереван призывают прекратить военные операции и сделать всё, чтобы обеспечить выполнение всеми сторонами условий достигнутых договоренностей.
Трехстороннее обострение
Отношения между Баку и Ереваном обостряются раз в полгода — в последний раз стычки происходили в ноябре 2021-го, до этого — в мае. Однако отличие текущей ситуации — столкновения произошли в зоне ответственности российских миротворцев в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР). Таким образом, конфликт прямо затрагивает не только Армению и Азербайджан, но и Россию.
Также отличается уровень риторики Баку: министерство обороны Азербайджана вступило в прямую полемику с российским силовым ведомством и назвало заявления последнего «не отражающими действительность». Азербайджанское МО призвало российских коллег не использовать название «Нагорный Карабах», поскольку на территории республики «нет такой административной единицы».
26 марта Минобороны РФ зафиксировало нарушение Азербайджаном трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020-го. Это первый раз за полтора года, когда МО прямо обозначило одну из сторон как нарушителя договоренностей. Потому текущая ситуация — потенциально — значительно опаснее, чем происходившие ранее стычки.
На этот раз обострение проходит по линии разграничения в районе населенного пункта Парух Аскеранского района (азербайджанское название Фаррух, МО РФ использует слово «Фурух»).
По данным Минобороны России, азербайджанские военные 24 марта вторглись в зону ответственности российской миротворческой миссии в НКР и выставили блокпост. Министерство обвинило азербайджанские войска в нанесении ударов по карабахским военным при помощи турецких БПЛА «Байрактар ТБ-2».
Позднее МО РФ заявило, что азербайджанские военные по результатам переговоров отошли с позиций в Фаррухе («Фурухе»).
Минобороны Азербайджана опровергло эти данные и призвало РФ «не представлять в искаженной форме передвижение вооруженных сил Азербайджана в пределах суверенных территорий нашей страны». Там также попросили российских коллег «обеспечить полный вывод остатков армянской армии и незаконных армянских вооруженных формирований с признанных международным сообществом территорий Азербайджана».
Призывы прозвучали и с армянской стороны. МИД страны заявил: Ереван ждет, что российский миротворческий контингент в Нагорном Карабахе примет меры для вывода военнослужащих Азербайджана из зоны своей ответственности.
— Позиции и места дислокации в регионе уточняются, поводов для истерики нет. Армянская сторона занимается дезинформацией, искусственно раздувая проблему, — заявили в МИД Азербайджана, ссылаясь на данные оборонного ведомства.
Россия, в свою очередь, призывает Баку и Ереван прекратить военные операции в Нагорном Карабахе и сделать все, чтобы перемирие перешло к стадии мирного обустройства, заявил «Известиям» председатель комиссии СФ по защите государственного суверенитета Андрей Климов. Он напомнил, что именно Москва смогла остановить кровопролитную стадию конфликта и помогла заключить трехстороннее соглашение в ноябре 2020 года.
С аналогичным призывом выступил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отметив: «сейчас главное — обеспечить продолжение режима выполнения всеми сторонами условий соответствующих договоренностей».
Прогнозы Еревана
Ситуация на линии соприкосновения далека от спокойствия, обстановка очень напряженная: на данный момент азербайджанские войска находятся в месте Караглух, заявил «Известиям» посол по особым поручениям, глава партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян.
— Мы ждем, что переговоры с азербайджанской стороной к чему-то приведут, и они отведут свои войска. Впрочем, я не настроен позитивно. Ситуация накаляется и может перейти к полномасштабному столкновению, как это было осенью 2020-го года. Но надеюсь, до этого не дойдет, учитывая присутствие российских миротворческих сил, — подчеркнул политик.
Он также отметил: именно миротворцы «остаются гарантом стабильности», потому любая провокация Баку будет направлена не только против военных НКР, но и против них. Именно нежелание ввязываться в конфликт с РФ сдерживает Азербайджан от активного вторжения, считает посол.
Руководитель армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров также считает, что нельзя исключать полномасштабного возобновления военных действий. Но главное отличие нынешней ситуации — присутствие миротворцев.
По его мнению, Баку создает двусмысленную ситуацию, впутывая в нее российский контингент, который «пытается не вступать в явно обозначенный конфликт с азербайджанской стороной и вернуть ее на место пребывания».
«Известия» обратились в МИД Азербайджана и Армении, чтобы узнать официальные позиции стран, однако ни одно из ведомств не ответило.
Посыл Баку
Текущие действия ВС Азербайджана в направлении села Фаррух и одноименной возвышенности не связаны с кризисом на Украине, заявил «Известиям» депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Расим Мусабеков. Тем не менее, по его словам, действия РФ и Украины «могли усилить опасения карабахских армян о возможном значительном сокращении российского миротворческого контингента (РМК)».
— В этой связи они решили возвести оборонительные сооружения на стратегических высотах, что и стали делать, — утверждает парламентарий. — Понятно, что допустить подобное азербайджанское военное командование не могло.
По его словам, «неоднократные предупреждения не просто игнорировались незаконными армянскими вооруженными формированиями, но и открывался огонь в направлении азербайджанских позиций». В сложившейся ситуации, продолжил Мусабеков, «военное командование провело короткую операцию и нейтрализовало возникшую угрозу».
Депутат подчеркнул: Баку добивается исполнения пункта №4 трехстороннего заявления от 2020 года «в соответствии с которым ввод РМК должен был сопровождаться выводом всех армянских сил».
Дословно этот пункт звучит так: «миротворческий контингент РФ развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил».
— До сих пор военнослужащие Армении, в том числе и призывники, незаконно находятся на территории Карабаха. Не расформированы и незаконные вооруженные формирования из числа местных армян, — заключил парламентарий.
В Ереване опровергают эти заявления.
— Безопасность в НКР обеспечивают российские миротворцы, какие (армянские) призывники? Никаких призывников там нет. Вопрос в том, что они разные провокационные вопросы поднимают. А договоренности по военнопленным исполнили, нет? — задался вопросом Эдмон Марукян.
Политический обозреватель из Баку, эксперт Валдайского клуба Фархад Мамедов считает, что действия Азербайджана в районе Фарруха — это попытка подтолкнуть Ереван к активным действиям по делимитации границы и выводу войск. По словам политолога, «в течение полутора лет накопилось большое количество вопросов постконфликтной мирной повестки, которые не решаются».
— Две недели назад Баку напрямую передал Армении документ из пяти пунктов, армяне, в свою очередь, дополнили и переслали в минскую группу ОБСЕ. Они намеренно удлиняют процесс. Вопрос разблокировки коммуникаций — все работы подготовительные по нему проведены, но из-за неуступчивости армянской стороны вопрос не находит своего решения, — заявил эксперт «Известиям».
Он отметил, что на этом фоне Азербайджан решает свои задачи в одностороннем порядке: «С первоочередной повестки сняли вопрос деблокировки коммуникаций, заключив меморандум с Ираном о строительстве трассы в Нахичеванскую область параллельно армяно-иранской границе вместо Зангезурского коридора».
О ходе переговоров Армении и Азербайджана публично пока не сообщалось. В МИД Армении заявили, что «вторжение азербайджанских военных продолжается». Между тем Минобороны РФ в понедельник заявило об отсутствии нарушений режима прекращения огня в Нагорном Карабахе.
Известия. 28.03.2022