Отношения Украины и Белоруссии отскочили от дна

Кирилл Кривошеев


Власти Белоруссии и Украины активизировали контакты на фоне того, что в отношениях их союзников — России и США соответственно — наметилась некоторая разрядка. Еще в понедельник, 14 февраля, министры обороны двух республик поговорили по телефону, обсудив совместные белорусско-российские учения, которые Киев считает прямой угрозой для себя. А в среду министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей рассказал, что в ходе той беседы «многое удалось прояснить для обеих сторон». При этом дипломат анонсировал свою встречу с украинским послом Игорем Кизимом.

Украина и Белоруссия, которые в последнее время часто говорили об угрозах со стороны друг друга, начали восстанавливать диалог. Первый намек на это появился еще в понедельник, когда стало известно, что министр обороны Белоруссии Виктор Хренин и его украинский коллега Алексей Резников поговорили по телефону.

«Да, была проявлена инициатива со стороны министра обороны Украины,— подтвердил журналистам господин Хренин.— Я, конечно же, ее поддержал, чтобы провести этот разговор, снять определенную напряженность, которая все-таки, как мы видим, существует в результате и проводимых учений, и вообще военно-политической обстановки вокруг наших стран. Мы обсудили ряд болезненных тем, оговорили перспективы возобновления военного сотрудничества. Показали друг другу, что открыты к диалогу, и определились, что наш диалог продолжится в дальнейшем».

Ту же мысль продолжил глава МИД Белоруссии Владимир Макей, который утром в среду выступил на пресс-конференции. «То, что состоялся контакт между министерствами обороны, мы рассматриваем как положительный факт. Мы предлагали заключить между министерствами обороны программы сотрудничества, которые существовали у нас раньше,— сказал дипломат.— Вопросы обсуждались в положительном ключе, многое удалось прояснить для обеих сторон. С нашей стороны четко прозвучало заявление, что никто не собирается нападать, и то, что происходит сейчас на белорусско-украинской границе, я имею в виду учения войск Союзного государства,— это не означает, что кто-то собирается совершать акт агрессии против соседнего государства».

Он отдельно подчеркнул, что после окончания учений в Белоруссии не останется «ни одного военнослужащего, ни одной единицы боевой техники» из России.

Кроме этого, на пресс-конференции господин Макей анонсировал встречу с послом Украины в Минске Игорем Кизимом. Инициатором, по словам министра, стал господин Кизим.

Напряжение между Минском и Киевом, о котором говорили Виктор Хренин и Владимир Макей, появилось еще в 2020 году, но недавно достигло апогея. Это отразилось даже на простых белорусах, которые пытались въехать на Украину в минувшие выходные. По сообщениям ряда СМИ, их стали подвергать дополнительным проверкам, допрашивать, а иногда и вовсе не пускать в страну под надуманными предлогами — как и россиян.

Напомним, что с 10 по 20 февраля в Белоруссии проходят совместные с Россией учения «Союзная решимость—2022», в которых принимает участие большое количество военной техники.

По мнению американских властей, эти маневры были направлены на эскалацию конфликта вокруг Украины и даже могли быть частью плана «российского вторжения».

Один инцидент в районе проведения учений действительно произошел — но еще до их начала. Речь о беспилотнике неизвестного происхождения, который, по версии Минска, залетел со стороны Украины и был посажен местными ПВО, а во версии Киева — был запущен белорусскими или российскими военными, чтобы обвинить в провокации Украину.

Однако, по словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, эскалация, в ходе которой белорусские войска могут столкнуться с украинскими, может произойти не только на границе двух стран.

В интервью российскому тележурналисту Владимиру Соловьеву, которое вышло накануне учений, господин Лукашенко заявил, что если украинские власти начнут войну против Донбасса, то белорусская армия будет действовать «точно так, как российская».

Стоит отметить, что в проекте новой Конституции Белоруссии, который будет вынесен на всенародный референдум, есть важные нормы об использовании армии.

Например, Всебелорусское народное собрание (специальный орган численностью до 1,2 тыс. человек, в который входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных советов депутатов и гражданского общества, а также действующий и бывшие президенты Белоруссии) получает право инициировать военную операцию за рубежом «для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». До этого использование белорусских войск за пределами страны было прямо запрещено. А в статье 18 указывается, что «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств». В действующем Основном законе эта статья звучит не так однозначно: там лишь говорится, что Минск «в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».

Впрочем, белорусский политолог Петр Петровский, часто выражающий точку зрения властей, в беседе с «Ъ» заявил, что ответ белорусской армии на украинскую операцию в Донбассе в любом случае не был бы агрессией, так как это означало бы нарушение Украиной Минских соглашений.

«Минские соглашения не запрещают военным путем поддерживать закрепленный в них статус-кво»,— подчеркнул эксперт. Отметим, что такой нормы в документе нет.

В свою очередь, восстановление диалога между Минском и Киевом господин Петровский назвал хорошим знаком. «У наших стран был дефицит общения,— сказал он.— Мы считаем правильным решение украинских властей инициировать этот диалог, как и то, что Киев пытался сопротивляться военной истерии со стороны Запада. Нам вместе стоит заняться обеспечением безопасности и демилитаризацией региона, который пытаются сделать картой в чужой игре».

«Разговор министров обороны и встреча главы МИДа с послом Украины — это важно, но мало что решает,— заявил “Ъ” бывший белорусский дипломат Павел Мацукевич, который уволился из МИДа после событий 2020 года.— Автором напряжения для Украины на белорусском направлении была не Беларусь, а Россия. Самостоятельность белорусского руководства и ранее вызывала большие сомнения, а после 2020 года и подавно. Все равно все новости и принципиальные решения принимаются в Москве. Как для Минска, так и для Киева. Но так как, судя по всему, учения изначально планировались как акция устрашения и напряжения, то Лукашенко охотно вставил свои грозные пять копеек, понимая, что отвечать за слова на поле брани не придется». Тем не менее, по словам господина Мацукевича, «Киев и Минск заинтересованы друг в друге во многих сферах, многое готовы друг другу простить — особенно если речь идет лишь о громких заявлениях».

Коммерсантъ. 16.02.2022

Читайте также: