Борьба с «российской пропагандой» возвращается в Молдову
Илья Киселев
Одной из самых характерных черт всех «проевропейских» правительств Молдовы является полное пренебрежение теми так называемыми европейскими ценностями, к которым они постоянно апеллируют перед своим электоратом и приверженность которым демонстрируют своим западным кураторам. Одной из главных таких «ценностей» является существование в РМ демократической прессы, которая основывается на «свободе слова» и «борьбе с пропагандой».
К сожалению, последние две синтагмы, заключенные в кавычки, понимаются молдавскими западниками по-своему, а точнее – в соответствии с теми установками, которые последнее время демонстрируются и в западных странах вполне уже «развитой демократии».
Сегодня в Молдове уже ни для кого не является секретом, что все эти разговоры являются прикрытием властей для осуществления своих политических целей и давления на политических конкурентов. Впрочем, так было почти всегда, по крайней мере с того момента, как в стране начался лавинообразный процесс формирования конгломерата прозападных НПО, которые внезапно превратились в своеобразного «верховного арбитра», чье мнение по самым разным вопросам общественного устройства стало преподноситься и тиражироваться как истина в последней инстанции. Естественно, учитывая источники финансирования подобных «экспертов» – Фонд Сороса, американские и западноевропейские правительственные фонды, их заключения имеют однозначно направленный геополитический характер.
В деятельности этих организаций, продвигающих и насаждающих прозападную идеологию, главной помехой всегда оставалась та значительная часть населения Молдовы, которая сохраняла понимание такого простого факта, что реальная независимость страны неразрывна связана с развитием хороших отношений и всестороннего сотрудничества с Россией. Именно поэтому главной мишенью для атак со стороны властей Молдовы и поддерживающих их НПО стали те СМИ, которые как минимум не проводили в своей работе линию на восхваление «европейских ценностей» и как максимум резко критиковали проевропейские партии и политический курс, который они проводят.
Еще одной особенностью СМИ в Молдове стало то, что первоначально это разделение проходило по линии молдоязычных и русскоязычных СМИ. Однако позже, опять же при содействии прозападных НПО и западном финансировании, прозападные СМИ, первоначально ориентированные исключительно на молдавский сегмент электората, обзавелись и русскоязычными версиями с прозападным контентом. И в этой ситуации для полного доминирования в области информирования населения оставалось только «отсечь» те каналы информации, по которым население могло бы получить альтернативную точку зрения на происходящее как в масштабах страны, так и в мировом масштабе.
Основная атака началась 7 декабря 2017 года, когда парламент Молдовы в срочном порядке сразу в двух чтениях принял закон о внесении поправок в Кодекс о телевидении и радио. Он предусматривал запрет на ретрансляцию в Молдавии информационных, информационно-аналитических, политических и военных передач из стран, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Под действие закона попали программы российских телевизионных каналов, которые ретранслируются в Молдове.
Занимавший на тот момент пост президента Игорь Додон категорически отказался промульгировать этот закон, который он назвал «антидемократическим» и вернул документ в парламент. Однако депутаты парламентского большинства, сформированного из проевропейских партий, повторно приняли его в той же редакции, без учета мнения президента. И.Додон вновь отклонил закон, хотя по закону был должен подписать его после повторного представления. В результате Конституционный суд РМ принял волюнтаристское решение отстранить Додона от должности и передал президентские полномочия для промульгирования закона председателю парламента А.Канду.
Несмотря на то, что атака на новостные и аналитические программы российских каналов официально была замаскирована Европейской конвенцией о трансграничном телевидении, ни у кого не возникало сомнений, что являлось истинной целью этого закона. Да, собственно, это и не особенно скрывалось. Этот закон просуществовал до декабря 2020 года, когда был отменен по инициативе Партии социалистов.
Что происходит в отношении регулирования СМИ в Молдове сейчас? В настоящий момент, вся власть в стране – парламент, правительство и президент – сформирована из представителей откровенно прозападной партии PAS, которая в своей политике откровенно демонстрирует намерение на полный и тотальный разрыв всех связей с Российской Федерацией. Антироссийский характер нынешней молдавской власти проявился и в инициативе, выдвинутой президентом Молдовы Майей Санду. В декабре прошлого года Санду призвала новый состав Совета по телевидению и радиовещанию (СТР), сформированного парламентским большинством партии PAS, не допускать пропаганды со стороны России. О том, что республике угрожает «массовая российская пропаганда», говорится в отчете одного из крупнейших по получаемым грантам НПО Молдовы «Центр независимой журналистики».
«Как я поняла, вскоре у нас будет новый состав Совета по телевидению и радиовещанию, у которого есть определенные законные инструменты и который должен не допускать пропаганду, обман и другие нарушения. Я очень надеюсь, что этот СТР будет объективным и эффективным», – сказала Санду в эфире румынскому телеканалу TVR Moldova. «Основная часть нашей деятельности зависит от работы СТР, после этого мы решим, справляется ли нынешнее законодательство с проблемой или необходимы изменения в области безопасности, проанализируем и сделаем выводы», – заключила президент.
После этого эстафету подхватил спикер парламента Игорь Гросу, который на днях конкретизировал направления, по которым будет действовать власть. Он заявил, что в Молдове действует два вида пропаганды – местная и исходящая, в частности из России. «Мы должны признать это как есть – речь идет о пропаганде извне, и она исходит из России, к сожалению. И они знают, что мы знаем. И те, кто занимаются этим, соглашаются с нами, хотя и не признают публично», – сказал Гросу.
При этом спикер отметил, что очень рассчитывает на политику Совета телевидения и радио. В конце прошлого года парламентское большинство приняло в окончательном чтении законопроект, предусматривающий переход общественной компании Teleradio-Moldova под контроль парламента. Проект также изменил механизм назначения членов Наблюдательного совета телерадиокомпании и членов Совета по телевидению и радио. В результате в оба совета вошли полностью лояльные власти люди.
«Скоро мы представим законопроект, в котором предусмотрены определение пропаганды и дезинформации, а также санкции за распространение ложной информации, так как все это вредит национальной безопасности», – добавил Гросу. Очевидно, что «пропагандой» и «дезинформацией» властями предполагается признавать любую альтернативную точку зрения, которая не будет совпадать с мнением правящей партии или ставить под сомнение ее «успехи» в руководстве Молдовой.
Ожидается, что в проекте закона будет прописано, какие именно сообщения наносят ущерб национальной безопасности, и названы наказания за их распространение. Также в нем будут изложены действия СМИ в период чрезвычайного положения. Последнее обстоятельство наиболее интересно, поскольку в последнее время в Молдове ЧП объявляется по самым разным обстоятельствам: ЧП в энергетике в связи с проблемами по оплате за газ или ЧП из-за сложной эпидемиологической ситуацией в связи с ковидом. Таким образом, PAS хочет получить универсальный инструмент, который можно было бы использовать для борьбы не только с оппозицией, но и фактически с любой критикой в свой адрес.
Но, безусловно, главной целью планируемого к принятию закона является стремление продемонстрировать западным кураторам антироссийскую направленность внешней политики Молдовы и получить столь необходимую для партии PAS внешнюю поддержку в условиях, когда ее рейтинги внутри страны катятся вниз по причине бездарного, некомпетентного руководства.
При этом хочется отметить один момент – принятие в 2017 году закона, который фактически запретил ретрансляцию российских новостных и аналитических программ в Молдове, не так уж сильно повлиял на ситуацию. В эпоху интернет-СМИ роль телевидения заметно снизилась, хотя оно и продолжает играть важную роль. Тем не менее планируемый к принятию закон лишний раз подтверждает, что нынешняя власть Молдовы является, пожалуй, наиболее антироссийской по своему характеру, чем любая предыдущая.
Ритм Евразии. 21.02.2022