Январский кризис в Казахстане несет в себе серьезные риски для России

Станислав Притчин, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН


Массовые протесты, охватившие соседний Казахстан в начале января 2022 года, стали безусловной топовой новостью для российских медиа с самых первых сообщений о митингах на западе республики. При этом нельзя было выделить какой-то определенной тональности, идеологической направленности в освещении разворачивающейся трагедии в российской прессе. Журналисты и комментаторы с живым интересом освещали и обсуждали в подробностях нарастающие протесты, захват административных зданий в Алма-Ате, мародерство, потерю силовиками контроля над аэропортом. Общее восприятие ситуации в Казахстане рассматривалось скорее как очередной кризис в одном из «станов», нестабильном регионе Центральной Азии, где постоянно что-то происходит. В реальности же кризис в соседнем Казахстане для России несет в себе гораздо больше рисков и вызовов, чем это может показаться на фоне общего информационного потока российских медиа. Почему казахстанский кризис опасен для России?

В первую очередь стратегическая взаимозависимость России и Казахстана предопределена географией. Протяженность нашей границы с южным соседом составляет 7598 км – это самая длинная непрерывная граница между государствами (длиннее только у США и Канады с учетом Аляски). Вдоль границы с Казахстаном расположены важнейшие российские транспортные магистрали, связывающие центральную часть страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

На границе с Казахстаном расположены 12 субъектов РФ, включая такие промышленно-развитые регионы, как Новосибирская, Самарская, Оренбургская, Тюменская и другие области, в которых, по оценкам Евразийского банка реконструкции и развития, формируется порядка 20% российского ВВП. Симметрично с казахстанской стороны расположены семь областей с долей 40% от республиканского ВВП. При этом с обеих сторон ключевым внешнеэкономическим партнером для всех областей является как раз соседняя страна. Вокруг приграничной торговли выстроена важная часть экономики и двусторонней торговли, в первую очередь на уровне малого и среднего бизнеса. Столь тесное сотрудничество на региональном уровне способствовало созданию уникального двустороннего формата взаимодействия – ежегодного Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств.

В целом Казахстан является важнейшим российским торговым партнером на постсоветском пространстве, уступая только Белоруссии. Так, товарооборот с Казахстаном за 2021 год достиг рекордного уровня и составил 24 млрд долл., что в процентном выражении почти 3,5% внешней торговли РФ.

Нельзя не упомянуть и тот факт, что Россия арендует у Казахстана космодром «Байконур», а также ряд военных полигонов.

Россия и Казахстан являются странами – основателями Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ключевого интеграционного объединения на постсоветском пространстве, участниками Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), при поддержке миротворческого контингента которого властям республики в итоге удалось в сжатые сроки стабилизировать кризисную ситуацию в стране.

Казахстан для России является естественным сухопутным мостом для связи и торговли с другими центральноазиатскими государствами. Опять же для Казахстана российская территория – основное ключевое транзитное направление для экспорта основных товаров и сырья в страны ЕС.

Учитывая запредельно высокий уровень взаимозависимости России и Казахстана, наличие безвизового общего пространства, любая кризисная ситуация в одной из стран является вызовом для обоих государств. Поэтому произошедшие в январе 2022 года трагические события в Казахстане нельзя не рассматривать через призму в целом российской безопасности и политики в регионе Центральной Азии.

С точки зрения развития интеграционных проектов в регионе Казахстан в силу своего экономического развития является важнейшим партнером России, от интересов и поступательного развития которого во многом зависят успешность интеграции и нацеленность центральноазиатских соседей на более тесное сотрудничество с ЕАЭС.

С точки зрения безопасности стабильная и предсказуемая ситуация в соседней республике означает безопасность и спокойствие в ряде российских областей. Рост протестной активности во время событий в январе затронул и ряд приграничных с Россией регионов, правда без таких разрушительных последствий, которые мы могли наблюдать в Алма-Ате. В этом контексте появление в южной части Казахстана большого количества оружия, захваченного в ходе беспорядков из оружейных магазинов, отобранных и захваченных у силовиков, создает риски роста преступности не только в самой республике, но и в соседних с Казахстаном странах, включая Россию.

В контексте экономического развития и роста любые социально-экономические кризисы и сложности автоматически будут означать трудности для российских пограничных регионов, экономика которых завязана на сотрудничество с Казахстаном. Нельзя не учитывать и масштабные российские инвестиции в республику, объем которых за последние 15 лет составил 16 млрд долл., и работу около 7 тыс. российских компаний в стране.

Все это значимо, особенно учитывая задачи и вызовы, стоящие сегодня перед Казахстаном. Во-первых, президенту республики Касым-Жомарту Токаеву, получившему в ходе кризиса всю полноту власти в стране, предстоит перестроить государственный, политический и управленческий аппарат. Президенту важно сформировать новую вертикаль власти с опорой на максимально лояльных ему чиновников, что не так просто, учитывая пока ограниченность команды Токаева. При этом времени на раскачку у президента нет, с учетом того, что уже в 2024 году должны состояться очередные президентские выборы. Более того, не исключается, что отстраненные от власти соратники первого президента Нурсултана Назарбаева попытаются предложить альтернативную кандидатуру на высший пост в республике, что может создать вполне реальную перспективу конкурентных выборов.

В-вторых, президент Казахстана обозначил новые приоритеты для экономики республики с целью более справедливого распределения ресурсов от добычи и экспорта природных ресурсов. Сделать это безболезненно, без конфликтов с крупным бизнесом, которого вполне устраивал старый порядок, будет очень непросто. Созданный фонд «Народу Казахстана», по задумке властей, должен способствовать заявленным целям. Но принципы его наполнения пока не совсем ясны, также непонятны механизмы его работы и сможет ли он в обозримом будущем обеспечить сколь-нибудь значимое улучшение жизни простых граждан. Также правительство заявляет очень амбициозные цели по борьбе с коррупцией, создание более открытой, эффективной системы государственного управления, в первую очередь это касается деятельности холдинга «Самрук-Казына».

Комплекс анонсированных реформ и изменений создает у населения очень высокий уровень ожиданий от работы нового правительства, что в случае проблем с реализацией их планов может вызвать точки социального напряжения в совсем уже недалекой перспективе. Все это означает, что Казахстану предстоят непростые несколько лет серьезных трансформаций и болезненных реформ, которые будут означать риски для всего комплекса двусторонних отношений с Россией.

НГ-Дипкурьер. 30.01.2022

Читайте также: