Россия и Китай поделили между собой ответственность за Казахстан
Владимир Скосырев
Китай одобряет ввод сил ОДКБ в Казахстан. Об этом в разговоре с главой МИД РФ Сергеем Лавровым сказал министр иностранных дел КНР Ван И. Из публикаций китайской прессы также следует, что Пекин готов направить в помощь соседу сотрудников спецслужб. В то же время, по мнению экспертов, поддержка Китая в момент трагедии ограничилась словами. А Россия показала себя как настоящий союзник и направила воинский контингент. Это означает, что РФ сохраняет в руках козырную карту и становится как бы защитником инвестиций Китая в энергетику и в частный сектор Казахстана.
«Китайская сторона согласна с оценкой характера беспорядков в Казахстане, данной президентом Касым-Жомартом Токаевым, и поддерживает Организацию Договора о коллективной безопасности в оказании помощи Казахстану в борьбе с насильственно-террористическими силами и содействии восстановлению стабильности в Казахстане на основе уважения суверенитета этой страны», – заявил министр иностранных дел КНР.
Ранее Ван И переговорил и с главой МИД Казахстана Мухтаром Тлеуберди. Излагая содержание беседы, орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» указала, что Китай – это вечный стратегический партнер Казахстана. Он намерен активизировать сотрудничество с казахстанскими правоохранительными органами и службой безопасности по противодействию вмешательству.
Wall Street Journal пишет, что в течение нескольких лет между Россией и Китаем существовало негласное «разделение труда» в Центральной Азии. Москва надзирала за безопасностью, а Пекин помогал развивать экономику. «Восстание в Казахстане подтвердило, что превосходство Москвы в обеспечении безопасности остается бесспорным, несмотря на усиление военной мощи Китая», – отмечает газета.
Китай вложил за последнее десятилетие десятки миллиардов долларов в Центральной Азии, прежде всего в сектор нефти, газа и минерального сырья. К тому же Токаев, который начинал карьеру как советский дипломат, знает китайский язык и якобы лично связан с Поднебесной. Однако Китай, во всяком случае на данный момент, не в состоянии вооруженным путем помочь своим союзникам в регионе в час опасности. У Китая нет таких инструментов, как солдаты воздушно-десантных войск, которые говорят на языке, понятном местным жителям. Так что российские парашютисты, по существу, защищают экономические интересы Китая.
Но это несет для Китая новые риски. Раньше у него были на руках козырные карты, которые могли настроить правительства стран Центральной Азии в пользу КНР. А теперь в Пекине понимают: судьба китайских инвестиций зависит от благорасположения российских военных, говорит Дин Чэн, американский эксперт по Китаю. По его мнению, помощь Китая Казахстану и другим странам Центральной Азии будет ограничиваться той областью, в которой китайцы преуспели у себя дома – технологиями слежки.
Хотя все государства Центральной Азии в той или иной степени опасаются своей бывшей колониальной державы – России, Китай вызывает у них еще большие подозрения, считает Дин Чэн. Правда, ни одно правительство региона не решилось открыто критиковать Китай за репрессии против этнических уйгуров, казахов и киргизов в Синьцзяне. Но общественное мнение, особенно в Казахстане, остро реагирует на эту проблему. Казахстан стал домом для сотен тысяч уйгуров. У китайских дипломатических миссий в Казахстане несколько раз проходили демонстрации протеста по поводу Синьцзяна.
Джордж Волошин, аналитик консалтинга Aperio Intelligence, говорит, что уйгурская тема не позволит широко развернуть сотрудничество по безопасности между Китаем и Казахстаном. «У Китая противоречивая репутация в Казахстане. Там помнят о колониальном прошлом. Тем не менее отношение к России более позитивное. Люди знают, чего от нее можно ждать. А Китай вызывает у населения куда более сильный страх», – считает эксперт.
«Западные политики стремятся доказать, что Россия и Китай неизбежно столкнутся в Центральной Азии. Рассуждения на тему о том, как поссорить Россию и Китай, всегда включают сюжеты из этого региона, – сказал «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. – На самом деле освоение Китаем Центральной Азии является чисто экономическим, инвестиционным. Это не сопровождается размещением китайских войск или созданием военного блока во главе с Китаем. О фактическом разделении труда между Россией и Китаем давно говорят и российские эксперты. Тут американская пресса ничего нового не открыла».
По мнению эксперта, помощь Китая в борьбе с террористами будет идти по линии компьютерно-информационных систем. В Китае они широко применяются в сфере внутренней безопасности. В частности, накоплен большой опыт в распознавании лиц. «Думаю, Китай предложит Казахстану за немалые деньги средства видеослежения с компьютерной обработкой данных», – полагает Ломанов.
Однако руководитель Департамента международных отношений Высшей школы экономики Александр Лукин в беседе с «НГ» отметил, что полного совпадения позиций России и Китая по Казахстану нет: «Россия для него союзник, а Китай – партнер. Россия послала войска, а Китай заявил, что вопрос должен решаться без иностранного вмешательства самим народом Казахстана. Когда возник бунт, только Россия и ее союзники послали войска, а остальные страны, в том числе Китай, делали заявления, но ничем реальным не помогли».
Независимая газета. 11.01.2022