По Донбассу поступили новые перевводные
Владимир Соловьев
Участники переговоров в «нормандском формате» поставили цель — устранить разночтения Минских соглашений. Прорывом такой итог встречи в Париже назвать сложно: на восьмом году конфликта решено разобраться, как понимать мирные договоренности и кому их выполнять. При этом Москва явно ждет уступок от Киева.
«Нормандская четверка» (Германия, Россия, Украина, Франция), простаивавшая почти полгода, 26 января устроила в Париже переговорный марафон. Политсоветники лидеров четырех стран вели дискуссии больше восьми часов. После встречи, закончившейся поздно вечером, Елисейский дворец опубликовал коммюнике из пяти предложений. В нем подтверждается, что Минские договоренности являются основой работы «нормандского формата» и сообщается, что участники переговоров намерены уменьшить имеющиеся разногласия, чтобы двигаться вперед.
Кроме того, замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак, а также советники канцлера ФРГ и президента Франции Йенс Плётнер и Эммануэль Бонн согласились, что режим прекращения огня в Донбассе должен соблюдаться независимо от разногласий по прочим вопросам. Встретиться снова они договорились через две недели в Берлине.
О том, что обсуждалось на переговорах в Париже и что следует сделать к берлинской встрече журналистам рассказали господа Козак и Ермак. Каждый из них провел пресс-конференцию в посольстве своей страны в столице Франции. Дмитрий Козак, курирующий в Кремле Украину и Донбасс с 2020 года, сообщил, что разговор состоялся непростой, но откровенный. Его целью он назвал инвентаризацию всех проблем, которые связаны с реализацией Минских соглашений и урегулированием конфликта в Донбассе.
«Мы согласились, что пока будут разночтения по прочтению Минских соглашений "нормандский формат" вряд ли сможет сыграть какую-либо существенную роль в содействии в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины и в контактной группе»,— заявил российский переговорщик.
Поэтому, продолжил господин Козак, участники переговоров договорились, что первоочередная задача — «выйти на единое понимание» всех положений Минских соглашений в том, что касается политических условий урегулирования, соблюдения режима прекращения огня, гуманитарных вопросов». Разногласий по поводу того, кому и что надлежит выполнять быть не должно, подчеркнул замглавы администрации президента России. Он выразил надежду, что через две недели «нормандцы» снова встретятся и попытаются найти развязки по существующим проблемам.
Андрей Ермак в свою очередь рассказал, что «стороны открыто задекларировали, что есть много разногласий, но есть и желание работать над этими разногласиями». Он отметил, что все заинтересованы в том, чтобы через две недели добиться результата. Проведение встречи в Париже господин Ермак назвал «реанимацией "нормандского формата"».
Тот факт, что переговорщики на восьмом году конфликта договорились разобраться, как нужно читать и понимать Минские соглашения, прорывом назвать сложно.
Основные противоречия известны. Одно из главных — отказ Киева признавать Донецк и Луганск стороной конфликта и вести прямые переговоры с представителями непризнанных ДНР и ЛНР. На протяжении 2021 года различные представители команды украинского президента Владимира Зеленского неоднократно говорили о том, что Украина воюет с Россией, а значит о мире договариваться следует напрямую с Москвой и Москве же следует выполнять Минские соглашения.
Российская сторона в ответ на это всегда ссылалась на «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Россия там упоминается один раз — в контексте трансграничного сотрудничества с отдельными районами Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО), а конфликтующими сторонами, которые должны урегулировать свои отношения через прямой диалог, названы Киев и Донецк с Луганском.
К другим серьезным противоречиям относится вопрос наделения (ОРДЛО) особым статусом в составе Украины и закрепление этого статуса в украинской конституции. Это прописано в «Комплексе мер…», что не помешало Владимиру Зеленскому три года назад на саммите в «нормандском формате» в Париже заявить после переговоров с президентами РФ и Франции Владимиром Путиным и Эмманюэлем Макроном, а также тогдашним канцлером Германии Ангелой Меркель заявить: «Мы не допустим изменения конституции Украины по поводу федерализации ее структуры».
Выработать за две недели единый подход к вопросам, по которым стороны не могли договориться годами, можно при одном условии — если одна из сторон пойдет на серьезные уступки.
Судя по тому, что в последнее время происходит вокруг Украины — от концентрации войск РФ до планов Госдумы обсудить тему признания независимости ДНР и ЛНР и проблему оказания Россией военной помощи ОРДЛО — Москва уступать не собирается. Следовательно, слово за Киевом. «Украина должна осознать, что им нужно урегулировать конфликт, завершить братоубийственную войну, выполнить Минские соглашения последовательно, без виляний, интерпретаций, изъятий»,— подчеркнул в Париже Дмитрий Козак.
Коммерсантъ. 27.01.2022