Граждане России стали экономическими пессимистами

Ольга Соловьева


Сравнение социологических опросов россиян показывает, что наша экономика за последние 20 лет перешла в качественно новое состояние. В начале века половина населения ожидала улучшения своего материального положения прямо в ближайшее время. Сегодня же таких экономических оптимистов лишь около трети. И пока многие страны мира бурно развиваются, Россия уже много лет находится в состоянии стагнации. В ближайшие два года Россия будет отставать от среднемировых темпов развития в полтора-два раза, сообщил во вторник Международный валютный фонд (МВФ) в своем новом экономическом обзоре.

Мировая экономика входит в 2022 год на более слабых позициях, чем ожидалось ранее, сообщают в МВФ. «По мере распространения штамма «омикрон» COVID-19 страны вновь ввели ограничения на передвижение. Рост цен на энергоносители и перебои с поставками привели к более высокой инфляции, чем предполагалось, особенно в США и во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах», – рассказывают в фонде.

В МВФ полагают, что повышенная инфляция будет сохраняться дольше, чем предполагалось ранее. Экономисты ожидают, что в этом году инфляция в среднем составит 3,9% в странах с развитой экономикой и 5,9% в развивающихся странах.

Стремительный рост инфляции побудит центральные банки ужесточить политику, чтобы обуздать рост цен. В МВФ ожидают, что Федеральная резервная система США повысит ключевую процентную ставку уже в марте. «Повышение ставки ФРС может вызвать проблемы для некоторых развивающихся экономик, которые могут столкнуться с бегством капитала», – рассказывают в фонде.

Как итог, аналитики скорректировали прогнозы роста мировой экономики с прежних 4,9 до 4,4%.

Что касается перспектив российской экономики, то в МВФ теперь ждут роста на 2,8% вместо прежних 2,9%. В 2023 году, как ожидает МВФ, рост российской экономики составит 2,1%. Незначительное снижение прогноза для России в текущем году фонд объясняет слабым урожаем и прохождением третьей волны хуже, чем ожидалось.

Независимо от макропрогнозов, большинство россиян не ожидают от нового года особых экономических улучшений. Социологи холдинга «Ромир» фиксируют снижения экономического оптимизма. К примеру, в 2022 году улучшения своего материального положения ожидают 35% россиян. Тогда как 20 лет назад таких было почти 50%. Количество пессимистов, наоборот, возросло. Если от 2001-го ухудшения своего достатка ждали 4% опрошенных, то сегодня уже каждый десятый.

Сегодня наиболее оптимистично настроена молодежь 25–34 лет и люди в возрасте от 35 до 44 лет. Среди них доля оптимистов составляет 47 и 42% соответственно. В региональном разрезе доля пессимистов преобладает в наиболее густонаселенных частях страны. Так, 16% жителей Северо-Западного федерального округа (ФО) и 14%, проживающих в Центральном ФО не верят в возможность роста своего достатка в текущем году. И наоборот, жители Уральского, Южного и Сибирского ФО в большей степени уверены в росте своего материального положения в 2022 году.

Социологи также отмечают, что экономический оптимизм более характерен для граждан с более высоким доходом. Так, среди тех, где на одного члена семьи приходится от 25 тыс. руб., улучшения материального своего положения ждет свыше 40% опрошенных.

При этом ожидания россиян в части покупки новой квартиры, перехода на новую работу за 20 лет практически никак не изменились. К примеру, сегодня ждут перехода на новую работу 14% респондентов, а в 2021 году – 12%. Продвижения по службе в 2022 году ожидает 9% россиян, а в 2021-м – 8%. Переезда в новое жилье ждет 8% сегодня и 7% – 20 лет назад.

Что вы ожидаете лично для себя от следующего года? Источник: Исследовательский холдинг «Ромир»

Подобные настроения вполне объяснимы. С 2001 года по 2010-й среднедушевые доходы населения выросли в шесть раз. А только с 2001 и по 2006 год они увеличились в три раза. В последние же годы рост доходов населения фактически стагнировал. Так, в период с 2016 года по 2021-й среднедушевые доходы населения увеличились в 1,4 раза.

Схожая динамика прослеживается и по темпам прироста ВВП. За период с 2001 по 2006 год объем ВВП увеличился в три раза, тогда как в период с 2016 по 2020 год – всего в 1,2 раза. Рост инвестиций также замедлялся. «В реальном выражении в 200–2008 годах они росли в среднем на 13% в год, а в 2009–2014 годах – уже на 1% в год», – отмечают эксперты из Аналитического центра при правительстве РФ.

В 2001 году российская экономика активно восстанавливалась после дефолта 1998 года, напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. «Экономика России в 1999–2003 годах росла в среднем на 6,7% в год, инфляция снижалась с 36 до 12%, курс рубля c 2000 по 2003 год держался в достаточно узком диапазоне (27–32 руб. за доллар)», – рассказывает она, полагая, что это способствовало оптимистичному взгляду на будущее.

Позднее ситуация кардинально изменилась. «С 2014 года российская экономика стагнирует, среднегодовой рост ВВП близок к 1%, реальные располагаемые доходы населения ниже, чем в 2013 году», – указывает Беленькая.

По ее мнению, несмотря на то что прошедший год можно назвать достаточно успешным с точки зрения восстановления экономики после пандемии, на экономические настроения населения негативно влияет высокая инфляция. «По данным Росстата, в прошлом году она составила 8,4%, что стало максимумом с 2015 года, а ощущаемая населением инфляция, согласно опросу инФОМ, примерно в два раза выше – 17,7%. Курс рубля, обесценившийся к доллару за два года более чем на 25%, также не способствует экономическому оптимизму», – считает эксперт.

«Бурный рост российской экономики закончился в далеком 2008 году. Длительный период низких темпов экономического роста (который субъективно воспринимается как стагнация) – ведет к накоплению пессимизма в обществе», – продолжает советник гендиректора «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов.

20 лет назад у населения были сформированы завышенные ожидания, что их материальное положение будет расти быстрыми темпами, поясняет руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. «Это было время большого притока западных инвестиций и бурного роста экономики. В 2002 году Россия получила статус страны с рыночной экономикой, и инвестиции в страну текли рекой. Сильно росли и зарплаты. В данный момент эти ожидания не оправдались, и новая нормальность роста экономики – 1,5% в год. Потому особого оптимизма у граждан нет», – сообщает эксперт.

Научный сотрудник лаборатории РЭУ им. Плеханова Павел Прохоров считает некорректным сравнивать два периода 2001 и 2022 года.

«2001 год – начало периода активного роста, когда мы уже пережили негативные эффекты конца 1990-х и наблюдали расцвет экономики, который на тот момент длился уже несколько лет подряд. Поэтому и бизнес, и граждане смотрели в будущее с оптимизмом. А 2021 год – это постковидный период, уже второй год росла напряженность граждан, вызванная ковидными ограничениями, высокими уровнями заболеваемости и смертности», – поясняет он. Он считает более корректным сравнивать, как снизился экономический оптимизм населения в кризисные либо в посткризисные периоды.

Тем не менее, продолжает он, не стоит удивляться падению экономического оптимизма, когда мы видим кризис потребительской активности, рост безработицы и сокращение совокупных доходов населения, которые произошли в 2020 году.

«В настоящий момент вряд ли можно говорить о том, что макроэкономические показатели РФ ухудшаются. Но они точно не демонстрируют феерического оптимизма», – говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. По мнению аналитика, на настроения россиян влияет также общий информационный фон и сохраняющиеся особенности структуры российской экономики. «Наша экономическая система остается сырьевой. Отношения с Западом сохраняются напряженными и даже обостряются, стоимость кредитования растет, доходы, напротив, падают. Все вместе это мало способствует оптимизму», – резюмирует она.

Независимая газета. 25.01.2022

Читайте также: