Госдеп сомневается в самостоятельности Лукашенко
Антон Ходасевич
Госдепартамент США опасается, что Белоруссия станет плацдармом, с которого Россия нападет на Украину. Там полагают, что позиции Александра Лукашенко «ослабели безвозвратно» и он не способен проводить самостоятельную политику. В Минске эти заявления назвали «набором фантазий и страшилок».
Белоруссии был посвящен отдельный брифинг Госдепартамента США. Дестабилизирующая роль Белоруссии в регионе усиливается, и она «может сыграть роль в запланированном вторжении России в Украину», констатировали в Госдепартаменте. К таким выводам там пришли в связи с двумя обстоятельствами. Во-первых, это планы Белоруссии внести изменения в Конституцию и отказаться от статуса нейтральной страны.
В Госдепе не исключают, что это делается для того, чтобы Белоруссия имела возможность разместить на своей территории российские военные базы. В том числе ядерное вооружение. Второй фактор, вызывающий беспокойство США, – военные учения Белоруссии и России, которые пройдут в феврале. «Вызывает опасения, что Россия может намереваться разместить войска в Беларуси под видом совместных военных учений, чтобы, возможно, атаковать Украину с севера», – заявил на брифинге высокопоставленный чиновник Госдепа. «Мы сообщили о своих опасениях белорусским властям в частном порядке», – уточнил он.
В ходе брифинга представитель внешнеполитического ведомства США заявил, что Россия использует уязвимое положение Лукашенко, в которое он сам себя загнал своим стремлением сохранить власть любой ценой, и все сильнее привязывает Белоруссию к себе. «Посвятив свои 27 лет пребывания у власти тому, чтобы претендовать на роль гаранта суверенитета и независимости Беларуси, Лукашенко все чаще демонстрирует, что отдаст все, чтобы остаться у власти», – считают в Госдепе.
По словам представителя ведомства, в США пытаются понять, какие сферы в Белоруссии Лукашенко все еще контролирует, а что уже отдано на откуп России. «Позиции Лукашенко ослабли, возможно, уже безвозвратно… Участвует ли он вообще в принятии решений об использовании белорусской территории?» – задаются вопросом американские чиновники. Пока они приходят к выводу, что «в значительной степени» Лукашенко пока еще «контролирует действия своего правительства».
В Минске брифинг Госдепа, на котором говорили о Белоруссии, назвали «странным», а заявления, там прозвучавшие, – «удивительным набором фантазий и страшилок», обратив внимание на то, что на вопросы в ходе брифинга отвечал некий аноним.
«Американская сторона на системной основе в последние недели различными способами вбрасывает ложь в информационное пространство. Совершенно ясно, что она это делает для нагнетания обстановки, внесения напряженности в том числе туда, где ее нет. Стандартная тактика», – заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз. По мнению МИД Белоруссии, «это нужно США для оправдания ряда своих незаконных действий и реванша за все откровенные провалы последнего времени».
«Довольно точно, хотя и весьма дипломатично, российские коллеги окрестили такие вещи дезинформацией», – отметил Анатолий Глаз. В данном случае представитель МИДа имел в виду комментарии заявлений американского Госдепа, которые раньше официального Минска сделали в Москве. «Бесцеремонность заявлений Госдепартамента может сравниться разве что с их отдаленностью от реальности, не говоря уже об их параноидальном характере», – заявил глава комитета Госдумы России по международным делам Леонид Слуцкий. «В части, касающейся размещения «ядерных гарнизонов» на территории других государств, уж кому-кому, но только не США комментировать эту тему с учетом того, сколько американского ядерного оружия размещено в Европе», – заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Он призвал США «уважать конституционные права граждан Беларуси и воздержаться от любого внешнего давления на Минск».
Оценки ситуации, сделанные экспертами, ближе к тем, что высказал Госдеп США. Белорусские аналитики говорят о постепенном снижении внешнеполитической субъектности страны с того момента, как еще в августе 2020 года Александр Лукашенко отказался разговаривать с пытавшимися ему позвонить европейскими лидерами. В частности, поговорить с ним пыталась тогдашний канцлер Германии Ангела Меркель, но он «не взял трубку». Уже тогда Запад начал обсуждать Белоруссию с президентом России Владимиром Путиным. Сохранился этот тренд и потом. Осенью 2021 года Лукашенко организовал на границе миграционный кризис, пытаясь добиться, чтобы Европа начала с ним разговаривать лично, но было уже поздно. Теперь он уже ответил Ангеле Меркель, но дальше обсуждения гуманитарных вопросов в связи со скоплением мигрантов на границе дело не пошло.
Нет у Лукашенко легитимности и внутри страны. Именно понимание этого, по мнению экспертов, заставляет его продолжать дальше беспрецедентные репрессии и удерживать в тюрьмах тысячи людей. Количество заключенных, уже получивших статус политических, приблизилось к тысяче, но точного числа репрессированных пока не знает никто. Деятельность правозащитных организаций в стране запрещена, да и люди сами уже даже боятся признаваться в том, что пострадали от власти, чтобы не усугублять свою ситуацию.
Впрочем, пока большинство экспертов склонны считать, что на полною сдачу независимости Лукашенко не пойдет. «Для Лукашенко это принципиальный вопрос, как он войдет в историю. Я не знаю, хочет ли он реальный памятник, но точно хочет отношения к себе как к человеку, которому поставят памятник. Он хочет быть основателем белорусского государства, а с этим не соотносится передача страны под полное управление. Можно временно уступать кусочки многовекторности, но я не думаю, что он пойдет на полную сдачу Путину. В том числе из-за политического свободолюбия», – заявил в одном из интервью политический аналитик Артем Шрайбман.
Независимая газета. 19.01.2022