Вопрос членства Украины в НАТО отходит на второй план
Татьяна Ивженко
Генсек НАТО Йенс Столтенберг в четверг утром проводит переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. Накануне украинская делегация принимала участие в саммите «Восточного партнерства», встречалась с руководством ЕС, проводила отдельные переговоры с лидерами стран – членов ЕС и НАТО. Говоря об опасной ситуации на украинско-российской и украинско-белорусской границах, европейцы настойчиво рекомендуют как можно скорее возобновить переговоры в Нормандском формате.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг на днях подчеркнул, что, учитывая напряженную ситуацию на украинской границе, коллективный Запад выступает за переговоры: «Диалог обретает особое значение в ситуации, когда напряженность особенно высока». Лидеры Украины, Германии и Франции еще в середине октября обсудили по телефону необходимость срочного возобновления работы в Нормандском формате. С этим тогда согласился в телефонном разговоре с Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном президент РФ Владимир Путин. Планировалось, что в середине ноября встретятся министры иностранных дел «четверки», а к концу года могла бы состояться встреча лидеров государств.
Но планы были сорваны, поскольку, как утверждают в Киеве, три из четырех участников формата не поддержали российские предложения относительно проекта итогового документа встречи. Сергей Лавров не принимал участия в ноябрьском разговоре министров, а о саммите в Нормандском формате сейчас нет и речи. На этом фоне в ситуацию включился Вашингтон. Именно американские СМИ первыми в конце октября стали сообщать об опасной ситуации на украинских границах и об угрозе «российского вторжения». Этот вопрос стал одной из основных тем декабрьских переговоров президентов США и РФ. А сейчас обсуждается в Брюсселе, куда приехала помощник Госсекретаря США Карен Донфрид, посетившая в начале недели Киев, а затем Москву. Спикер американской администрации Джен Псаки отметила в ходе брифинга в Вашингтоне: «Мы продолжаем тесные консультации с нашими европейскими союзниками и партнерами, чтобы определить лучший формат переговоров по вопросам безопасности, о которых договорились президенты Байден и Путин».
Ранее в СМИ сообщалось, что США могут войти в Нормандский формат. Однако накануне визита в Брюссель глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отметил, что «четверка» продолжит работать в прежнем составе, а российско-американские переговоры будут проводиться отдельно. Эта сложная система вызывает у некоторых украинских экспертов беспокойство по поводу достижения неких договоренностей, которые нанесут ущерб интересам Украины. Примером могло бы стать принуждение к выполнению Минских соглашений в том порядке, в котором записаны их пункты, что привело бы к легализации ДНР/ЛНР и предоставлению им особого статуса. Второй пример, который приводят в Киеве, – это возможный отказ НАТО от политики сближения с Украиной, что означало бы фактическое признание Украины зоной интересов России.
Именно так ставят вопрос в украинской столице. И поэтому команда Зеленского надеялась получить к концу года сигнал о возможности подписания Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО в 2022 году. Надежды были и на летний саммит в этом году, но они не оправдались. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба счел хорошим знаком, что в итоговых документах саммита-2021 упоминался ПДЧ для Украины. Декларация, по словам Кулебы, стала «по сути, планом действий нового НАТО, в котором США помирились с остальными союзниками; и теперь с новыми силами альянс будет работать над достижением поставленных целей, поддержкой определенных друзей, в том числе Украины, и сдерживанием определенных соперников, в том числе России». За словами должны последовать действия, заявил украинский министр. Летом он обратился к отдельным членам альянса, не называя их: «Когда нам говорят, что нужно еще больше реформ, то у меня один вопрос – сколько еще? Мы должны продолжать реформы, но мы не должны мириться с ситуацией, когда отдельные государства – члены НАТО используют тезис о реформах в Украине как оправдание… собственного нежелания раздражать Россию».
После сообщений о напряженности на границах Украины такое желание не могло появиться. А российская сторона четко заявила, что членство Украины в НАТО является красной линией. Украинский эксперт в сфере безопасности Тарас Жовтенко, которого цитирует издание «Главком», отметил, что нынешние переговоры в Брюсселе проходят «под знаком гибридной агрессии России, которая возвращается к своим самым жестким формам. На данном этапе она реализуется с привлечением условно нового активного игрока – Александра Лукашенко. Учитывая тенденции, саммит «Восточного партнерства» – это хороший шанс гармонизировать позиции и политику участников, а также расставить правильные акценты в совместных действиях».
Собственно, саммит «Восточного партнерства» состоялся в среду. В нем приняли участие президент Европейского совета Шарль Мишель, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, лидеры государств – членов ЕС. Но сам формат, созданный в 2009 году для сближения с Евросоюзом Украины, Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджана и Белоруссии, давно хромает. Первые три страны из приведенного списка уже подписали соглашения об ассоциации с ЕС и стремятся к полноправному членству. Поэтому Киев, Тбилиси, Кишинев создали отдельный формат – «Ассоциированное трио», переговоры которого тоже планировались в Брюсселе. На всех уровнях говорили о безопасности. Владимир Зеленский, начавший свой визит с переговоров с Шарлем Мишелем, отметил в соцсети: «Мы ожидаем четких сигналов после встречи Европейского совета 16 декабря относительно недопустимости эскалации (ситуации вокруг Украины. – «НГ»)».
На среду планировались также переговоры Зеленского с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и новым канцлером Германии Олафом Шольцем. «Это была бы важная встреча, на которой можно было бы скоординировать подходы и подумать, как запустить Нормандский формат», – написал в блоге украинский дипломат Константин Елисеев. В Киеве признают, что тупиковая ситуация с организацией переговоров требует компромиссов, вопрос в том – кто и на какие уступки должен пойти.
Примечательно, что накануне визита украинской делегации в Брюссель секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов допустил возможность компромиссов, но уточнил, что их перечень должен быть одобрен украинским обществом. Вероятно, подразумевалось проведение референдума, о котором недавно заявил в интервью телеканалу «1+1» президент Зеленский. Кроме того, по словам Данилова, компромиссы не могут касаться национальных интересов Украины: «Мы не можем уступить свою территорию, мы не можем уступить те вещи, которые зафиксированы в нашей Конституции». То есть Киев, как и прежде, нацелен на возвращение под свой контроль территории Донбасса до границы с Россией, а также на возвращение в состав Украины Крыма. Что касается Конституции, то украинская власть не намерена ни вносить в Основной закон норму об особом статусе ДНР/ЛНР, ни убирать из него норму о стратегическом внешнеполитическом курсе Украины на членство в ЕС и в НАТО. «Компромисс возможен, но важно понимать, что у любого компромисса есть предел, который мы не можем переступить», – сказал секретарь СНБО.
Независимая газета. 15.12.2021