Рыцари сомкнули ряды: новые санкции в отношении Республики Беларусь
Иван Тимофеев, программный директор клуба "Валдай", программный директор Российского совета по международным делам
В отношении Республики Беларусь введен очередной пакет санкций. США, ЕС, Великобритания и Канада одновременно объявили об ограничительных мерах в отношении ряда белорусских чиновников, силовиков и лиц, близких к правительственным структурам. Ограничения коснулись и ряда белорусских юридических лиц. В западных столицах открыто говорят о том, что введенные санкции – ответ на «миграционный кризис» на белорусско-польской границе. Кризис там считают инсценировкой белорусских властей. Новые санкции – сигнал того, что без жесткого ответа игры с мигрантами не останутся.
Новые санкции в отношении Минска примечательны несколькими деталями.
Во-первых, продолжается курс на ужесточение вводимых мер. Если в 2020 году на фоне президентских выборов и общественных протестов ограничительные меры носили скорее символический и сигнальный характер, то уже летом 2021 года стало понятно, что останавливаться на косметических мерах на Западе явно не хотят. Взятый курс получает свое развитие.
Во-вторых, США и ЕС выравнивают и гармонизируют свои санкции. Брюссель частично отзеркалил американские меры августа 2021 года, а Вашингтон – некоторые летние ограничения ЕС. На белорусском направлении наблюдается синхронизация действий западных союзников. Великобритания и Канада тоже сохраняют тесную координацию с союзниками, хотя и не повторяют дословно принятые ими решения.
В-третьих, санкции США представляют для Минска наибольшую угрозу.
Западные санкции – привычное дело для Белоруссии. Их история тянется с 2000-х годов. ЕС начал вводить их с 2004 года, а к 2012 году в списке заблокированных лиц числились 243 физических лица и 32 организации. История американских санкций начинается с 2006 года. Тогда Вашингтон ввел блокирующие санкции в отношении ряда белорусских лиц. И ЕС, и США реагировали на концентрацию политической власти в Белоруссии, обвиняя действующие власти в манипуляции выборами и подавлении оппозиции. Правовые механизмы тех времен до сих пор действуют, хотя в ответ на смягчение внутренней политики ЕС и США сокращали число лиц под санкциями или вводили по ним временные исключения. К 2016 году в списках заблокированных лиц ЕС по Белоруссии оставались лишь четыре человека, а США выпустили генеральную лицензию в отношении ранее заблокированных белорусских предприятий, постоянно продлевая ее.
Тучи вновь появились на горизонте в 2020 году, а после инцидента с рейсом Ryanair давление на Минск существенно усилилось. Евросоюз расширил списки заблокированных лиц. К июню 2021 года в их числе было 166 физических и 15 юридических лиц, включая такие крупные компании, как МАЗ и БелАЗ. Были введены секторальные санкции. Среди них – запреты на поставки оборонной продукции, товаров для табачной промышленности, ограничения на импорт ряда наименований нефтепродуктов и калийных удобрений, запрет на операции с правительственными долговыми бумагами со сроком погашения более 90 дней, на страхование госструктур Республики Беларусь, запрет на операции Европейского инвестиционного банка с Белоруссией. США поначалу ограничивались блокирующими санкциями в отношении чиновников, но после инцидента с Ryanair также пошли на более жесткие меры. Вашингтон не стал продлевать действие генеральной лицензии для девяти белорусских предприятий, которые ранее числились в списке заблокированных лиц. В августе 2021 года президент Байден подписал исполнительный указ 14038, который задавал более жесткий правовой механизм санкций в отношении Белоруссии. Блокирующие санкции были введены против 21 организации, в числе которых крупные белорусские предприятия. Свои режимы санкций обновили Великобритания, Швейцария и Канада.
Декабрьский раунд санкций продолжил курс на жесткие меры. ЕС расширил список заблокированных лиц, включив в него некоторые компании, которые ранее блокировали американцы. США со своей стороны также расширили число лиц под блокирующими санкциями. В обоих случаях под них попали чиновники, силовики и иные лица, причастные, по мнению инициаторов санкций, к «миграционному кризису», а также компании и организации, задействованные белорусскими властями. К тому же под санкциями оказались и очередные белорусские предприятия, непричастные к кризису, но важные с точки зрения экспорта и получения валютной выручки. В довершение ко всему американцы ввели секторальные санкции в отношении финансового сектора, запретив американским лицам покупку белорусских долговых обязательств со сроком погашения более 90 дней. Великобритания и Канада отметились более скромными мерами, заблокировав ряд лиц и предприятий.
Принятые меры, конечно, пока не приведут к коллапсу белорусской экономики. Значительная доля торговли приходится на Россию. Однако в ряде областей санкции все же весьма болезненны, особенно в области нефтепереработки и производства калийных удобрений. Наиболее проблемными можно считать санкции США. Попадание в список заблокированных лиц американского Минфина серьезно осложняет международную деятельность таких лиц. Для них закрыты любые транзакции в долларах и все экономические операции с американскими гражданами, компаниями или же лицами, прямо или косвенно связанными с США. Толкование круга таких лиц крайне широко. В итоге под уголовную или административную ответственности в США попадает немало иностранцев. Любой бизнес со сколько-нибудь заметной международной составляющей опасается американских принудительных мер и держится подальше от заблокированных лиц. Именно поэтому важны в первую очередь санкции США.
По всей видимости, «миграционный кризис» действительно был демонстрацией того, что Минск не оставит без ответа летние санкции. Белоруссия не может дать Вашингтону и Брюсселю пропорциональный экономический ответ. Однако вполне способна причинить беспокойство в других областях, к числу которых относится и миграция.
Такую борьбу можно уподобить поединку хорошо вооруженного рыцаря с простым пехотинцем. Последнему ничего не остается, кроме как искать подручные средства, использовать смекалку и нестандартные шаги.
Если это действительно так, то отчасти Минску удалось добиться своей цели. В Брюсселе проблемой были обеспокоены. Вместе с тем Варшаве кризис только помог. Масштабных прорывов мигрантов не произошло, а Польша показала себя незаменимым игроком в сдерживании «угрозы с Востока». В любом случае, Белоруссию решили примерно наказать. Рыцари сплотили ряды и перешли в контратаку.
Теперь у белорусского лидера есть два базовых сценария. Первый – «проглотить» западные санкции, затаиться и, хотя бы временно, не осуществлять похожие демарши. Такие маневры уже были в прошлом, и они приводили к ослаблению санкций. Второй – пойти на новый виток эскалации, играя и на других болезненных для Запада темах. Но в этом сценарии остается риск новой эскалации санкций. Запад здесь оказывается в более выгодном положении. Его запас прочности выше, а вот принимаемые им меры могут быть все более и более серьезными. Кроме того, отмену санкций Брюссель, Вашингтон и другие игроки наверняка будут увязывать с политическим транзитом в Белоруссии, причем не на условиях действующей власти.
Укрепление связей с Россией было бы логичным шагом в сложившихся условиях. По крайней мере, необходимо развитие финансовой инфраструктуры Союзного государства Белоруссии и России, которое обезопасило бы двусторонние транзакции от влияния третьих стран. Россия может смягчить ущерб от зарубежных санкций. Однако полностью компенсировать его получится вряд ли.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 09.12.2021