Новый план Зеленского по Донбассу – это старый план Кравчука

Татьяна Ивженко


Украинское руководство задается целью до конца марта создать новые форматы переговоров и продвинуться в вопросах урегулирования в Донбассе. Об этом заявил в ходе итоговой пресс-конференции в Верховной раде лидер фракции правящей партии «Слуга народа» Давид Арахамия. Киев предлагает выход из переговорного тупика в виде неких 10 шагов, о которых во вторник вечером обмолвился президент страны.

Общаясь с журналистами после совещания с украинскими дипломатами в Ивано-Франковской области, Владимир Зеленский сказал: «Мы написали четкий, понятный план из 10 шагов – как выполнить Минские соглашения… Передали (украинские предложения. – «НГ») президенту Байдену, российской стороне, Франции и Германии. Мы готовим разные предложения, чтобы нас не упрекали, что мы не хотим (продвинуться в урегулировании конфликта в Донбассе. – «НГ»)». Зеленский не перечислил шаги, предусмотренные украинским планом. И никто из названных им адресатов пока не сообщил о получении такого документа.

Украинские эксперты сходятся во мнении, что план «10 шагов» скорее всего повторяет План совместных действи, представленный в начале ноября прошлого года Леонидом Кравчуком, который в тот момент руководил украинской делегацией на Минских переговорах. «Первое, что предлагается сделать, – прекратить вооруженный конфликт и провести полную демилитаризацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей (неподконтрольных Киеву. – «НГ»). Вооруженные формирования, наемники, вооружения – все должно быть выведено с этой территории, а незаконные вооруженные формирования должны быть расформированы до начала 2021 года», – сказал тогда Кравчук. В ноябре 2020 года предлагалось предоставить сотрудникам Международного комитета Красного Креста доступ ко всем удерживаемым лицам на территории ДНР/ЛНР, а в декабре – провести обмен по формуле «всех на всех».

Еще одним важным пунктом плана Кравчука стало увеличение численности наблюдателей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и обеспечение их допуска на всю территорию до границы с Россией. Это предложение было особенно важным с учетом того, что украинская сторона настаивала на том, чтобы сразу после отвода войск ей был передан контроль над линией границы с РФ, а в Минских соглашениях этот пункт значится последним. Киев указывал, что без контроля над границей невозможно восстановить юрисдикцию над неподконтрольными районами и обеспечить нормальную жизнедеятельность региона. В частности, речь шла о создании свободной экономической зоны в Донбассе на период до 2050 года.

Украинская сторона не обещала предоставить особый статус ДНР и ЛНР, а, напротив, добивалась ликвидации республик. Поэтому предлагала выполнить вначале те пункты Минских соглашений, которые посвящены вопросам безопасности, а затем перейти к политическим вопросам. Например, вопросы амнистии должны были бы рассматривать восстановленные украинские суды, а выборы местных органов власти, по словам Кравчука, проходили бы в соответствии с украинской Конституцией и законодательством. Это означает, что в таких выборах имели бы право принимать участие украинские партии (а непризнанные Киевом политические силы не имели бы такого права); в регионе должны были бы работать международные наблюдатели, а также украинские и иностранные СМИ. Не исключалось, что такие выборы могли бы состояться уже в марте 2021 года.

Но ничего не произошло, поскольку в ДНР/ЛНР восприняли в штыки План совместных действий, предполагающий ликвидацию республик, и потребовали предоставить им особый статус. А российская сторона придерживается линии о выполнении Минских соглашений в том порядке, в котором записаны их пункты. Кроме того, Москва рекомендует Киеву договариваться об условиях урегулирования напрямую с Донецком и Луганском. Украинское руководство не принимает это требование.

В опубликованной на днях статье для Foreign Affairs министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подчеркнул: «Москва давно требует от Киева прямого диалога с Донецком и Луганском, двумя оккупированными Россией регионами на востоке Украины. Украина всегда отвергала это требование по очевидным причинам: Россия – сторона конфликта, и мы не позволим ей выставлять себя посредником». Исходя из такого видения ситуации, в Киеве считают Россию и стороной Минских соглашений. Кулеба в интервью телеканалу «1+1» сказал: «Мы не отказываемся от Минских соглашений. Мы готовы двигаться по пути выполнения их пунктов, но все начинается с безопасности. И Россия должна начать хотя бы с выполнения договоренностей парижского саммита в Нормандском формате от декабря 2019 года (о полном прекращении огня, отводе войск, создании зон безопасности. – «НГ»)».

Этот подход стал основой и обнародованного в прошлом году проекта Плана совместных действий, и нового плана «10 шагов», о котором сказал Зеленский. По-настоящему новыми могут быть только форматы переговоров. Украинский президент сказал во вторник, что «нормандская четверка» сохранится в прежнем составе, продолжатся и Минские переговоры: «Но отдельно от «нормандии» есть общение президента США с президентом РФ… Там нет сейчас конкретики, но мы работаем и, может быть, выйдем на двустороннюю встречу (Украина-РФ. – «НГ») или трехстороннюю (Украина-РФ-США. – «НГ»)». Как известно, Зеленский с весны с.г. продвигал идею украинско-российского диалога, но встреча так и не была организована, поскольку российский президент отказывается обсуждать вопросы Крыма и Донбасса. Сейчас украинский лидер признал: «С Путиным нет общения. Мы готовы к диалогу, но нужно, чтобы и российская сторона была готова… Мы готовы и на прямой диалог, и с партнерами – в любом формате».

В то же время лидер пропрезидентской фракции в парламенте Давид Арахамия сообщил, что Нормандский формат зашел в тупик: «У нас есть два варианта: один формат – это прямые переговоры с РФ, второй – подключение США к Нормандскому или другому формату. Это все находится в активной фазе обсуждения. Тут так много сторон, что я, к сожалению, не могу назвать никаких дат. Но у нас внутренний дедлайн стоит – это конец первого квартала 2022 года».

Глава МИД РФ Сергей Лавров уже заочно ответил украинской стороне. Он сказал в интервью RT, что Запад должен «всерьез и без игр заставить Зеленского выполнить резолюцию Совета Безопасности ООН, которая утвердила Минские соглашения». То есть российская сторона не принимает украинские планы урегулирования, построенные на разделении Минских соглашений на два блока. И настаивает на выполнении документа в той последовательности, в которой записаны пункты: после отвода войск – амнистия, особый статус, проведение выборов местных органов власти по закону, который одобрят в ДНР и ЛНР, а после всего этого – решение вопроса о контроле над границей. «Сейчас предлагают сделать наоборот: отдайте нам границу, а мы разберемся – будет у нас какая-нибудь процедура особого статуса или какие-то другие решения. Вот проект закона о государственной политике переходного периода, который правительство Украины внесло в Верховную раду, – запрещает официальным лицам Украины выполнять Минские соглашения. Вместо амнистии там – люстрация, вместо особого статуса вводятся военно-гражданские администрации, и никаких выборов, конечно. Просто возобновление контроля над оккупированными территориями, как они это заявляют», – сказал Лавров. Глава МИД РФ отметил, что еще летом, когда состоялись первые переговоры Джозефа Байдена и Владимира Путина, американская сторона поддержала выполнение Минских соглашений, «понимая, что они предусматривают предоставление особого статуса этим территориям».

Сейчас сохраняется неопределенность относительно будущих форматов и тем переговоров. Поддержат ли США, Франция, Германия украинский план урегулирования или встанут на сторону РФ в требовании выполнить Минские соглашения без редактирования – неизвестно. Эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник в интервью «Апострофу» отметил, что Украине на всякий случай следует готовиться к худшему сценарию развития событий, включая эскалацию на востоке страны и боевые действия. Даже без политического решения ситуация может взорваться из-за незапланированного инцидента, непредвиденного стечения обстоятельств в зоне, где сконцентрированы вооруженные войска, отметил он: «В случае сохранения нынешней взрывоопасной ситуации может возникнуть какая-то искра, которая все подорвет независимо от того, планировался ли открытый конфликт, или не планировался».

Независимая газета. 22.12.2021

Читайте также: