Москва сделала ход Днестром
Владимир Соловьев
Пока всеобщее внимание приковано к Украине, новая ситуация возникла вокруг Приднестровья. Президент непризнанной республики Вадим Красносельский предложил Молдавии срочно начать переговоры о сближении двух берегов Днестра, чтобы окончательно урегулировать конфликт. Москва идею поддержала, Кишинев заявляет, что официальных предложений не получал. Если ответа не последует, Тирасполь сможет заявить, что воссоединить страну не хочет именно Молдавия.
Под конец 2021 года геополитическое напряжение усилилось не только вокруг Украины, оказавшейся одной из центральных тем начинающихся переговоров Москвы и Запада по вопросам безопасности. Дипломатические маневры начались и вокруг Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) — пророссийского региона Молдавии, который три десятка лет назад вышел из-под контроля Кишинева и провозгласил независимость.
Лидер непризнанной республики Вадим Красносельский внезапно выступил с такой инициативой, на которую прежде Тирасполь не отваживался. На своем сайте он опубликовал письмо, адресованное молдавскому президенту Майе Санду, предложив немедленно начать прямые переговоры об урегулировании конфликта.
«Убежден, что сегодня у нас есть шанс решить историческую задачу — завершить один из наиболее затянувшихся конфликтов в Восточной Европе. Не ограничиваясь обсуждением отдельных политических, социально-экономических и гуманитарных проблем, мы можем, а значит, и должны сделать следующий важнейший шаг — сесть за стол переговоров и начать обсуждение всеобъемлющего урегулирования конфликта»,— обратился господин Красносельский к госпоже Санду 24 декабря. Он подчеркнул, что готов обсуждать окончательное решение вопроса как с глазу на глаз, так и в «ином взаимно согласованном формате». При этом первую встречу Вадим Красносельский предложил провести еще до конца года: «Совершив такой шаг в уходящем году, мы сможем подарить жителям обоих берегов Днестра надежду на прочный мир и перемены к лучшему уже в начале нового, 2022 года».
Помимо того факта, что предложение о переговорах было сделано публично, в письме приднестровского лидера есть еще несколько неожиданных моментов.
Во-первых, переговоры он предлагает вести «о путях сближения Молдовы и Приднестровья». Что означает слово «сближение», не поясняется. Но ранее Тирасполь, комментируя перспективы отношений с Кишиневом, предпочитал использовать формулировку «цивилизованный развод», и постоянно напоминал о референдуме 2006 года, на котором 97,1% проголосовавших высказались за независимость республики с последующим присоединением к России.
Во-вторых, Вадим Красносельский пишет Майе Санду о готовности обсудить с ней особый статус Приднестровья: «Ваши представители заявляют о возможном предоставлении Приднестровью некоего особого статуса, но нам неясны параметры этого статуса — ясно одно, что в основе урегулирования должны лежать жизнеспособные модели». Особый статус всегда подразумевал возвращение ПМР в состав Молдавии. Такое решение поддерживала и Москва. «Россия способствует всеобъемлющему решению приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья»,— говорится в действующей редакции Концепции внешней политики РФ.
Действительно ли Тирасполь имеет в виду переговоры о реинтеграции Молдавии, до конца неясно. В МИДе непризнанной республики комментировать письмо отказались. Пресс-секретарь приднестровского лидера Денис Подгорный и сам Вадим Красносельский на звонки “Ъ” и письменные просьбы о комментарии не ответили.
Если господин Красносельский действительно настроен обсуждать особый статус региона в составе Молдавии, это почти сенсация.
За всю историю конфликта Тирасполь лишь однажды демонстрировал готовность вести переговоры о воссоединении с Кишиневом. Это было в 2003 году, когда стороны обсуждали проект создания федеративного государства, в котором Приднестровье и Гагаузия имели бы статус субъектов. В обсуждении плана объединения Молдавии, который в итоге отверг Кишинев, активно участвовал Дмитрий Козак. В то время, как и сейчас, он занимал должность заместителя главы администрации президента РФ.
Москва и на этот раз не осталась в стороне. «Призываем руководство Молдовы проявить конструктивный подход и позитивно откликнуться на инициативу Приднестровья»,— заявила 25 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она отметила, что Россия «в качестве посредника и гаранта в процессе приднестровского урегулирования» готова содействовать переговорам.
Скорее всего, приднестровский лидер сделал свое предложение Майе Санду с одобрения Кремля. По данным “Ъ”, Дмитрий Козак еще в августе, во время своего визита в Кишинев, призывал молдавские власти представить свое видение урегулирования приднестровского конфликта. Позже просьба не раз повторялась в ходе его телефонных контактов с госпожой Санду.
Молдавская сторона, однако, хранит молчание.
Власти республики ни разу не заявляли о наличии собственного плана разрешения конфликта. При этом переговорный процесс по Приднестровью в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье — стороны конфликта, ОБСЕ, Россия, Украина — посредники, ЕС и США — наблюдатели) заблокирован с 2019 года. Попытка собрать переговорщиков в ноябре этого года провалилась: встречу попросил отложить Кишинев. Кроме того, в настоящее время у молдавской стороны отсутствует главный переговорщик по приднестровской проблеме. Владислав Кульминский, занимавшийся этой проблемой на посту вице-премьера по реинтеграции, в начале ноября подал в отставку, и замену ему все еще не подобрали.
Письмо Вадима Красносельского, судя по всему, должно принудить Кишинев к переговорам. Правда, молдавские власти по состоянию на 27 декабря на него не отреагировали ни публично, ни по дипломатическим каналам. В МИД Приднестровья “Ъ” сказали, что ответа не получали. Собеседник “Ъ” в администрации президента Молдавии в ответ на просьбу прокомментировать инициативу Тирасполя сказал: «К нам пока официально письмо не поступало». При этом Майя Санду ранее заявила, что не планирует лично встречаться с приднестровским лидером.
«Мы пока не видим заинтересованности Кишинева предметно заниматься приднестровским урегулированием,— прокомментировал “Ъ” ситуацию заместитель главы МИД России Андрей Руденко.— Молдавия отменила созыв встречи "5+2", до сих пор отсутствует представитель на переговорах, буксует деятельность рабочих групп. Будем призывать международных партнеров стимулировать Кишинев принять активное участие в переговорах».
Александр Фленкя, год назад занимавший в молдавском правительстве пост вице-премьера по реинтеграции, считает письмо Вадима Красносельского уловкой.
«Содержания там нет. Приманочка — давайте говорить по урегулированию. Да, там говорится про сближение, но путем добрососедских отношений между двумя странами»,— прокомментировал “Ъ” инициативу экс-чиновник.
Он уверен: расчет на то, чтобы на письмо не ответили. «Все, что публикуется,— это не предмет для переговоров. Чтобы президенту Молдовы не попадать в такие ситуации, существует вице-премьер по реинтеграции. Но поскольку его нет, придется реагировать. Эту ситуацию следовало предупредить, а если не предупредить, то разруливать вице-премьеру по реинтеграции. Но, опять же, его нет»,— отметил господин Фленкя.
Похожим образом рассуждает депутат молдавского парламента от пропрезидентской партии «Действие и солидарность» Оазу Нантой. Он уверен, что оживление на Днестре нужно рассматривать в контексте ситуации вокруг Украины и переговоров Москвы и Запада по гарантиям безопасности. «Россия навязала переговоры Байдену (президент США Джо Байден.— “Ъ”), чтобы запихнуть Украину в Минские соглашения. А чтобы запихивание Украины было с более благообразной миной принято Западом, нужно продемонстрировать, что тот капкан, куда Москва хочет запихать Украину,— это не капкан, а эффективный переговорный процесс»,— сказал депутат “Ъ”. Он убежден, что текст письма «Красносельскому написали в Москве» и что «уже готов и список компромиссов, которые могут продемонстрировать эффективность переговорного формата по Приднестровью».
Экс-глава МИД Приднестровья Валерий Лицкай согласен, что вокруг Приднестровья началась дипломатическая игра.
«Красносельский побывал в Москве, произошло согласованное действие. Написал письмо, МИД России выступил с решительной поддержкой. Простейшая дипломатическая игра в пас. Спасовали, подкинули мяч, ударили. Теперь инициатива на стороне Москвы и Тирасполя,— сказал господин Лицкай “Ъ”.— Санду будет сложно отбиться. Отсутствие переговоров малоприемлемо даже для Запада. Теперь вопрос в том, кто даст Кишиневу пинка, а пинок будет — это неминуемо. Нельзя просто сидеть и смотреть в окно. Переговорный процесс создавала не Санду, а великие державы».
Как бы то ни было, если ответа от Кишинева не последует, Приднестровье сможет обвинить Молдавию в том, что это она не желает мирно решить конфликт. А если так, снова можно будет вспомнить об альтернативном сценарии — одобренном на референдуме воссоединении с Россией. Примеры подобного урегулирования территориальных споров на постсоветском пространстве уже имеются.
Коммерсантъ. 28.12.2021