Минск рубят, калий летит
Марина Коваленко, Павел Тарасенко, Ольга Мордюшенко, Татьяна Едовина
ЕС, Великобритания, США и Канада дали ответ на «вопиющее пренебрежение режимом Лукашенко международными нормами и благополучием своих граждан». Причиной расширения черных списков стал миграционный кризис, который, как уверены на Западе, был спровоцирован Минском. Не забыли авторы инициативы и о прежних раздражителях, в частности, упомянув «около 900 белорусских политзаключенных». Выступив одновременно, западные игроки при этом самостоятельно определили новых фигурантов своих черных списков. Лондон, например, решил наказать компанию «Беларуськалий», Брюссель — «Белавиа» и «Гродно Азот», а Вашингтон и Оттава — Дмитрия Лукашенко, сына белорусского лидера. Заявив, что «глубина абсурда» подобных решений «уже с трудом поддается пониманию», МИД республики пообещал «жесткие ответные меры».
«Это будет им дорого стоить»
В четверг Минск накрыла очередная волна санкций. Ограничения последовали со стороны Евросоюза, США, Великобритании и Канады. «Мы вновь требуем, чтобы режим Лукашенко (президента Белоруссии.— “Ъ”) немедленно и полностью прекратил организацию нелегальной миграции через границы с ЕС. Те в Белоруссии или в третьих странах, кто помогает нелегальным пересечениям внешних границ ЕС, должны знать, что это будет им дорого стоить»,— пообещали инициаторы санкций в совместном заявлении.
Там же содержится призыв к Минску без предварительных условий освободить «около 900 политических заключенных», а также начать полноценный диалог с демократической оппозицией и гражданским обществом.
Со стороны Евросоюза это уже пятый пакет ограничений в отношении Минска с августа 2020 года, когда в республике прошли президентские выборы. Черный список ЕС пополнился еще 17 физическими и 11 юридическими лицами. Среди новых фигурантов — представитель МИД Белоруссии Анатолий Глаз, глава Госпогранкомитета Анатолий Лаппо, начальники районных погранотрядов и судьи. Их в Брюсселе сочли ответственными за помощь «режиму Лукашенко» в рамках кризиса с мигрантами, а также за преследование оппозиции и нарушения прав человека.
Под удар со стороны ЕС помимо нескольких туркомпаний и гостиниц также попали авиакомпании «Белавиа» и Cham Wings: их сочли причастными к перевозке в Минск мигрантов, стремящихся нелегально пробраться в Евросоюз.
Впрочем, для «Белавиа» мало что изменится. Еще с середины лета ей запрещены полеты в ЕС. А в парке этого авиаперевозчика нет самолетов Airbus: он состоит из американских Boeing и бразильских Embraer.
Кроме того, в черном списке ЕС теперь предприятия «Белоруснефть», «Белшина», «Гродно Азот» и его филиал «Завод "Химволокно"». «Гродно Азот» — одному из крупнейших в СНГ производителей азотной продукции — к санкциям не привыкать: ограничительные меры со стороны США действуют с 3 июня 2021 года. При этом в сентябре в компании заявляли, что она работает в штатном режиме, а руководство ищет альтернативные варианты по контрактам. В то же время там предупреждали, что возможный уход предприятия с традиционных рынков сбыта — Прибалтики, Польши и Украины — приведет к росту цен на азотные удобрения для этих стран как минимум на €25 на тонну. В четверг получить комментарий в «Гродно Азот» не удалось.
В черный список США попали 20 человек и 12 структур, а Канады — 24 физических и семь юридических лиц. Списки Вашингтона и Оттавы объединяет то, что в них присутствует сын белорусского президента, бизнесмен Дмитрий Лукашенко. В американский перечень попавших под ограничения юридических лиц среди прочих включили грузовую компанию «Трансавиаэкспорт» и Белорусскую калийную компанию (БКК; экспортный трейдер «Беларуськалия»). Сам «Беларуськалий» попал в британский список.
В БКК не стали комментировать ситуацию с санкциями, отметив, что изучают документы. Компания производит более 12 млн тонн калия, основная часть которого экспортируется (крупнейшие рынки потребления — Китай, Индия и Бразилия). «Беларуськалий» и до этого находился в санкционных списках США и ЕС. Так, меры против «Беларуськалия» и ряда других национальных предприятий США ввели 9 августа 2021 года. На сворачивание сделок с производителем или любым предприятием, в котором он прямо или косвенно владеет 50% или более, Минфин США дал четыре месяца.
То есть запрет начинает действовать как раз с начала декабря, но тогда под него формально не попала БКК, где у «Беларуськалия» только 48%.
Впрочем, источники “Ъ” на рынке были уверены, что многие иностранные потребители калия все же перестрахуются и не будут работать с компанией. Об отказе от перевозки белорусских удобрений в августе уже заявляла Литва — страна, через которую проходит основной транзитный маршрут экспорта из республики.
Американские санкции коснулись также новых выпусков белорусского госдолга — Минфин США указывает на запрет сделок с долгом, выпущенным более чем на 90 дней. С июня этого года аналогичные ограничения уже применяются Евросоюзом, Канадой и Швейцарией.
Всего, по данным Минфина Белоруссии, общий внешний долг с начала года сократился на 1,6%, до $18,3 млрд (27% ВВП).
При этом больше всего новых займов было привлечено от правительства и банков РФ ($857,1 млн), еще $163,5 млн белорусские власти получили от Международного банка реконструкции и развития. Небольшие кредиты выделили также Фонд международного развития ОПЕК ($20 млн), Экспортно-импортный банк Китая ($14,9 млн), а также ЕБРР и Северный инвестиционный банк ($10 млн суммарно).
На внешних рынках Белоруссия последний раз размещалась летом 2020 года — тогда было выпущено два транша еврооблигаций совокупным объемом $1,25 млрд, кредитный рейтинг страны и на тот момент не был инвестиционным, теперь же, к примеру, Standard & Poor’s оценивает его на уровне «B» с негативным прогнозом. При этом с начала года вырос объем внутреннего долга — на 11,8%, до 11 млрд белорусских рублей ($4,3 млрд; 6,8% ВВП), в том числе было выпущено облигаций на $937,5 млн. Александр Лукашенко заявлял о планах размещения госдолга на российском рынке. В условиях действия санкций такой вариант фактически является единственной альтернативой внутренним размещениям.
«Лицемерно нанесли санкционный удар»
Комментируя новые санкции, в МИД Белоруссии особо остановились на действиях ЕС, заявив: «Глубина абсурда как непосредственно решения Европейского союза об очередных санкциях против суверенной Беларуси, так и самого его содержания уже с трудом поддается пониманию. Еврочиновники придумали некую агрессию со стороны мирной Беларуси и, несмотря на здравый смысл, предоставленные факты, начатые технические консультации и принимаемые белорусской стороной дополнительные меры по сдерживанию нелегальной миграции, лицемерно нанесли санкционный удар».
В ведомстве отметили, что из-за санкций страдают «десятки тысяч белорусских граждан и членов их семей, европейские потребители, поставщики, бизнесмены и компании».
И вообще, как считают в Минске, речь идет лишь о желании «поиграть в геополитику или удовлетворить прагматичные деловые интересы определенных европейских кругов». «Именно поэтому в пакет включены белорусские предприятия, не имеющие никакого отношения к миграционному кризису. За этим скрывается желание избавиться от конкурентов»,— заверили белорусские дипломаты, пообещав «жесткие, асимметричные, но адекватные меры».
Примерно в то же время глава МИД Белоруссии Владимир Макей защищал родину с трибуны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). «Мою страну, как, впрочем, и все наши страны, можно за многое критиковать. Никто не идеален. Но задавались ли мы вопросом, кому выгодно санкционное давление на Беларусь? Кто будет бенефициаром разрушения государственности страны?» — спрашивал он коллег, собравшихся на министерское заседание в Стокгольме (подробнее о мероприятии — в материале на этой стр.). И сокрушался, что Белоруссию выставляют «исчадием ада», «олицетворением абсолютного зла», причем лишь за то, что она «показала темную сторону европейской демократии».
Как в Минске, так и в Москве в четверг говорили о новых санкциях «в общем контексте борьбы против России».
Такую формулировку использовал днем, за несколько часов до объявления о новых ограничительных мерах, президент Лукашенко. «Они (Запад.— “Ъ”) ведут себя отвратительно, пакостно, мы это видим и по Беларуси. Не получилось мгновенно задушить Беларусь в прошлом году, началось медленное удушение. Ясно, что это в общем контексте борьбы против России и друзей, которые вокруг России и Белоруссии, и так далее»,— сказал он на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Вечером господин Володин опубликовал в своем Telegram-канале пост, в котором, комментируя новые шаги Запада, согласился: «Санкционная политика направлена на сдерживание Белоруссии и Российской Федерации». «Мы живем в этой обстановке уже с 2014 года, и всем должно быть понятно, что любая подобная этому миграционному кризису ситуация — не причина, а повод для обвинений»,— заверил он.
Коммерсантъ. 02.12.2021