Украина осталась без российского угля и белорусского электричества
Татьяна Ивженко
Украина в ноябре начинает импортировать уголь из Польши, Казахстана и ЮАР, а также продолжает переговоры о поставках из США. Причиной стал дефицит топлива для тепловых станций. В Киеве сообщают, что Россия отказалась продавать Украине уголь. В этой ситуации может уменьшиться объем производства электроэнергии. Не исключается режим «веерных отключений», практиковавшихся в 1990-х годах.
О скромных запасах угля на складах сообщалось еще летом, но до начала отопительного сезона решить проблему не удалось. По данным Минэнерго, последнюю неделю октября тепловые электростанции (ТЭС) начали с запасом в 0,71 млн т угля при утвержденной и обязательной норме в 2,95 млн т.
Поставок энергетического угля марки «А» (который требуется для электростанций) из России с 1 ноября не будет, сообщил председатель комитета Верховной рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. По его словам, этот уголь поставлялся на Луганскую, Криворожскую, Славянскую тепловые станции, а также на Дарницкую, Сумскую, Черниговскую тэплоэлектроцентрали.
В качестве запасного варианта в Киеве рассматривали возможность закупки электроэнергии в Белоруссии и, возможно, в России. Энергосистема Украины объединена с системами этих стран еще со времен СССР. Но в последние годы вопрос о перетоках электроэнергии приобрел политическое значение. Ранее оппозиция резко критиковала украинскую власть за покупку электричества у «государства-агрессора» и у союзника России – Белоруссии. Весной с.г. этот вопрос рассматривался в Верховной раде. В мае поставки российской и белорусской электроэнергии были заблокированы до октября. Далее все должно было зависеть от ситуации: украинская сторона не исключала возможности перетоков в критический момент.
Под последним подразумевается необходимость балансировать работу всей энергосистемы в зависимости от объема потребления, который меняется от месяца к месяцу и в течение суток. Основная нагрузка в производстве электроэнергии в Украине традиционно ложится на атомные электростанции (сейчас производят более 50% всей электроэнергии). Но объем производства на АЭС не может варьироваться в зависимости от увеличения или уменьшения потребления. Стабильность системы обеспечивают тепловые станции, которые могут гибко менять мощность производства. Без угля ТЭС могут использовать в качестве топлива газ, однако сейчас этот вид топлива стоит слишком дорого для таких целей.
Отсюда необходимость балансировать систему за счет поставок импортной электроэнергии. В конце октября государственная компания «Укрэнерго» провела аукционы на доступ к международному сечению линий электропередач для импорта. В СМИ сообщалось, что львиную долю поставок должна была обеспечить государственная компания «Энергоатом», получившая доступ к мощности в 885 мегаватт. В Белоруссии и в России ничего не сообщалось о договоренностях или контактах с украинской компанией. А в последние дни октября выяснилось, что поставок не будет, по крайней мере в ближайшее время. Андрей Герус сообщил об этом так: «Компания «Интер РАО» 20 октября объявила аукцион по продаже электроэнергии, но 21 октября соответствующий аукцион был отменен. Также с 1 ноября не будет импорта электроэнергии из Беларуси, поскольку аукционы на продажу электроэнергии не были проведены».
Теоретически договоренности могут быть достигнуты позже. Некоторые эксперты в Киеве допускают, что стороны не договорились об импорте электроэнергии из-за несогласованности технических вопросов. Но большинство убеждены в политических причинах энергетических проблем. Политолог, руководитель центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в эфире телеканала «Дом» отметил, что сейчас в Украине расследуется дело о незаконных поставках угля с неподконтрольных Киеву территорий Донбасса в 2014–2015 годах. Подозреваемым по этому делу проходит один из лидеров «Оппозиционной платформы – За жизнь», кум Владимира Путина Виктор Медведчук. «Я думаю, что Россия хочет добиться возобновления этой ситуации, они хотят нас заставить непосредственно покупать уголь у этих так называемых республик… С одной стороны, таким образом нас хотят через уголь принудить к неформальному признанию этих «республик», чтобы потом говорить о прецеденте: «Ну, вы же с ними договариваетесь (о покупках угля. – «НГ»), поэтому давайте договариваться и о Минских соглашениях – признавать их, подписывайте с ними договор». А это будет означать официально признание (ДНР и ЛНР. – «НГ»), и тогда они будут претендовать на неограниченную автономию, и это будут, по сути, кардинальные изменения государственного устройства Украины». Кроме того, по мнению Фесенко, в таких условиях претензии к Виктору Медведчуку потеряют смысл.
В целом, как отметил политолог, проблемами с газом, углем, электроэнергией может быть спровоцирован кризис в Украине. В этом, по его мнению, заинтересована Россия: «Вследствие энергетического кризиса – политические проблемы, чтобы таким образом дестабилизировать политическую ситуацию в Украине». Соучредитель Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в публикации для «Главреда» отметил, что российские и белорусские поставки электроэнергии могут повлиять на ситуацию на украинском рынке: «В целом Украина за зиму потребляет 60 млрд киловатт электроэнергии. И даже 5 млрд из России или Беларуси смогут сделать погоду». Если дефицит не будет компенсирован, то, по словам Корольчука, могут быть введены ограничения на потребление электроэнергии. В начале 1990-х практиковались подобные меры в виде «веерных отключений» – по паре часов в сутки, согласно графику, в разных регионах страны. Сейчас в украинском правительстве убеждены, что таких ограничений удастся избежать.
Так или иначе, но зима ожидается сложной для украинской энергетики. Депутат прошлого созыва Верховной рады Вадим Денисенко написал в блоге: «Этот отопительный сезон будет даже сложнее, чем в 2014-м. Угля меньше необходимого запаса в 3,8 раз. Но этот недостаток будет перекрыт импортом из ряда стран, и это будет стоить нам дополнительно около миллиарда долларов (нехватка около 5 млн т по 200 долл. за тонну). Газа нам хватит до начала февраля, если, конечно, россияне не пойдут на остановку прокачки газа (из РФ в ЕС по украинской территории, от объема транзита зависят технические возможности работы украинских газовых хранилищ. – «НГ»). Они это могут сделать в любой момент, хотя вероятность такого сценария пока не очень велика. И придется покупать газ по тысяче долларов за тысячу кубометров…» Денисенко пришел к выводу, что Украину подталкивают к прямым переговорам с «Газпромом» о закупке газа и с ДНР/ЛНР – о поставках угля. Иначе текущий отопительный сезон страна худо-бедно продержится, а вот денег, чтобы закупить уголь и газ на сезон 2022/23, уже не будет. Бывший депутат советует нынешней украинской власти посмотреть на перспективы и уже сейчас думать не только о решении тактических проблем, но и о стратегии в энергетической сфере.
Независимая газета. 01.11.2021