Удастся ли болгарам избежать "коллективного самоубийства"
Екатерина Шумицкая, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
В минувшее воскресенье в Болгарии состоялись выборы президента и парламента. Если предварительные итоги президентского голосования оправдали прогнозы (победу одержал действующий глава Румен Радев, но ему предстоит второй тур), то выборы в Народное собрание показали, что болгары еще могут удивлять.
По всем социологическим опросам, первое место должно было достаться традиционной для болгарской политики партии ГЕРБ (Граждане за европейское развитие Болгарии). Однако, согласно результатам четырех экзитполлов – Alpha Research, Gallup International Market Links и Trend, – на парламентских выборах лидирует созданная два месяца назад партия «Продолжаем перемены», а это значит, что впервые за долгое время у болгар появились хорошие шансы на создание дееспособного правительства. Болгария – парламентская республика, и выборы парламента в ней гораздо важнее президентских.
Воскресное голосование проходило на фоне всплеска коронавирусной инфекции – ее четвертой волны, которая по масштабам заражения и смертности превзошла в Болгарии предыдущие три. На предшествующей выборам неделе было объявлено о 334 смертях, связанных с COVID-19, за один день, что стало пандемическим рекордом. Несомненно, этот факт повлиял на низкую явку избирателей, которая в этот раз не превысила 40%. Однако ее главной причиной стала усталость болгарского общества: эти выборы стали третьими за последние семь месяцев. По итогам двух предыдущих – очередных в апреле и внеочередных в июле – никто из шести прошедших в Народное собрание партий не смог найти партнеров для создания правящей коалиции. Во внутренней политике Болгарии сложилась патовая ситуация.
Партии, которые потенциально могли сформировать кабинет, были сосредоточены на своих узкокорыстных целях и продемонстрировали полное пренебрежение национальными интересами. Эксперты и комментаторы почти единогласно призывали их прекратить распри. Многие возлагали надежды на партию-новичка «Есть такой народ» болгарского шоумена Слави Трифонова, занявшую на выборах в апреле второе, а в июле – первое место. Однако ее лидер проявил беспрецедентную недоговороспособность и высокомерие, с 26% голосов избирателей заявив, что его партия готова сформировать правительство только из собственных членов. Конечно, это было отторгнуто всеми другими политическими силами, прошедшими в парламент.
В итоге с мая по сентябрь 2021 года в Софии у власти находилось переходное правительство, и, как следствие политической неопределенности, государственное управление было практически парализовано. Временная администрация не имела ни полномочий, ни желания брать на себя полную ответственность, в то время как важные законопроекты, требующие немедленного рассмотрения и принятия, накапливались. Наспех подготовленный бюджетный пересмотр был единственным законодательным актом, который удалось принять июльскому парламенту. Переходное правительство внесло поправки и в проект Национального плана восстановления и устойчивости, но отложило его представление в Европейскую комиссию, поскольку это является прерогативой постоянного кабинета. Теперь уверенности в том, что план получит одобрение Еврокомиссии в оставшиеся месяцы 2021 года, нет. Болгария – самая неблагополучная в социально-экономическом плане в ЕС страна – может на продолжительное время остаться без достаточной финансовой поддержки.
Ситуация законодательного коллапса, финансовые издержки на организацию четырех выборов подряд уже сильно повлияли на экономические перспективы страны. Но еще хуже обстоят дела в связи с нерешенностью достигших предельной остроты вопросов функционирования системы здравоохранения, прививочной кампании (Болгария является наименее вакцинированной страной в ЕС, где полностью привито менее одной трети взрослого населения) и кризисного менеджмента в период пандемии. Все это требует немедленного исполнения и должно «лечь на плечи» постоянного правительства. Однако ирония создавшейся ситуации заключается в том, что уверенности в его формировании и сейчас нет.
Наибольшие шансы на создание правительства имеет партия «Продолжаем перемены», основанная буквально на пустом месте бывшими министрами переходного правительства Кирилом Петковым и Ассеном Василевым – «парнями из Гарварда», как их называют болгары. Действительно, они оба получили хорошее западное образование, молоды (Петкову 41, а Василеву 44 года) и излучают энергию, активность и политический кураж, обещая гражданам столь желанную ими «нулевую коррупцию». «Болгария вступает на новый путь», – заявил Петков, планирующий занять пост премьер-министра, пообещал быть открытым для диалога и компромиссов. Но лидеры новой партии не имеют достаточного опыта в политике, и впереди их ждут тяжелые переговоры.
Накануне представители всех политических сил в стране заявили о том, что не намерены сотрудничать ни с ГЕРБ, ни с «Движением за права и свободы», которые в болгарском обществе прочно ассоциируются с тотальной коррупцией. У Петкова и Василева остается не так много пространства для маневра. Для формирования в парламенте стабильного большинства необходимо создание правительственной коалиции из четырех партий – «Продолжаем перемены», «Демократической Болгарии», Болгарской социалистической партии и «Есть такой народ». И если в отношении первых трех надежда на успех переговоров есть, то лидер партии «Есть такой народ» Трифонов скорее всего не отступит от своего намерения уйти в оппозицию до тех пор, пока его партия не получит на выборах большинство голосов. 14 ноября этого не случилось. Наоборот, партия «Есть такой народ» в воскресенье потеряла около половины своих голосов.
Хотелось бы верить, что болгарским политикам хватит разумных доводов, чтобы создать по меньшей мере «нестабильное» правительство или правительство меньшинства. Если же этого не случится, политическую систему Болгарии, по меткому выражению болгарского политолога Ивана Крастева, ждет «коллективное самоубийство».
Независимая газета. 15.11.2021