Сила есть, угроз не надо
Мир становится все более опасным, обстановка усложняется и практически ежедневно вспыхивают «новые очаги конфронтации». Это констатировали участники девятой встречи секретарей Совбезов стран СНГ, которая состоялась в Москве в среду. Как выяснил корреспондент «Ъ» Павел Тарасенко, за закрытыми дверями силовики обсудили угрозу нашествия «многотысячной армии боевиков» из Афганистана, «создаваемый Западом изоляционный пояс» вокруг Белоруссии, «подмену традиционных моральных и культурных ценностей на чуждые человеческой природе стереотипы», а также «самый прогрессирующий вид преступности» — с использованием интернет-технологий.
Цивилизация в опасности
Заседание секретарей Совбезов стран СНГ, в отличие от октябрьского юбилейного саммита (в этом году Содружеству исполнится 30 лет), прошло в очном формате — в Петровском путевом дворце XVIII века, сочетающем в себе черты готического возрождения и средневековой русской архитектуры. «Хорошее место выбрали»,— делились впечатлениями с хозяевами встречи высокопоставленные гости. Было видно, что по очному общению силовики соскучились.
Между тем на самом заседании оптимистичные заявления оказались густо замешаны с алармистскими. «Обстановка в мире продолжает осложняться, налицо обострение существующих конфликтов, практически ежедневно вспыхивают новые очаги конфронтации в международных делах»,— констатировал председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев. «В глобальном плане сегодня мир переживает чрезвычайно острую фазу своего развития. Существует общемировая тенденция разрастания кризисных явлений практически во всех сферах жизни и деятельности современной цивилизации»,— развил эту мысль приглашенный на заседание генсек Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Станислав Зась.
В качестве примера он привел армяно-азербайджанский конфликт, вновь резко обострившийся на днях (см. «Ъ» от 17 ноября). Представители Совбезов двух стран Армен Григорян и Рамиль Усубов в ходе церемонии фотографирования были вынуждены встать у своих флагов, которые — к несчастью для двух силовиков — оказались рядом друг с другом.
Но за круглым столом господ Григоряна и Усубова быть соседями не заставили, а напротив, рассадили на максимально возможное расстояние.
По данным «Ъ», в ходе закрытой части встречи господин Григорян начал свое выступление именно с упоминания обострения 16 ноября, поблагодарив российскую сторону за усилия по деэскалации. А вот Рамиль Усубов о происходившем накануне на границе не сказал ни слова, сосредоточившись на официальной повестке заседания.
Как рассказал «Ъ» господин Григорян, никакого общения с его азербайджанским коллегой в рамках московской встречи не планировалось. Зато немало минут в перерыве представитель Армении провел, общаясь один на один со Станиславом Засем.
Напомним, что Армения рассчитывает на помощь ОДКБ и Москвы в противодействии тому, что считает «вторжением азербайджанских войск на суверенную армянскую территорию». На вопрос, какой именно помощи — военной или дипломатической — Ереван ждет от Москвы в первую очередь, господин Григорян ответил «Ъ»: «Мы сторонники того, чтобы эта проблема решалась дипломатическим путем. Но если дипломатическим путем ее будет невозможно решить, то надо решать проблему военным путем». При этом он, как и днем ранее, не исключил возможности того, что в случае отсутствия реакции со стороны РФ и ОДКБ Армения обратится за помощью к другим международным партнерам.
В целом же в центре внимания заседания оказался другой конфликт — афганский. Его обсуждение шло в повестке первым пунктом. Приход к власти «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация) секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев назвал «закономерным финалом двадцати лет безответственной политики США и их союзников», отметив: «в Афганистане складывается беспрецедентно тяжелая обстановка — как в военно-политическом, так и в социально-экономическом отношении», а в дальнейшем события «могут развиваться по катастрофическому сценарию».
В разговоре с «Ъ» секретарь Совбеза Киргизии Марат Иманкулов среди всех угроз на пространстве СНГ самой опасной (по крайней мере, для стран Центральной Азии) назвал именно дестабилизацию в Афганистане. «Там много рисков и угроз, связанных с развитием общественно-политической ситуации. В стране финансовый кризис, мы ожидаем гуманитарную катастрофу, 18–20 млн афганцев могут ощутить на себе нехватку продовольствия,— заявил собеседник “Ъ”.— Если будут боестолкновения и голод, то неминуемо появятся многотысячные потоки беженцев. Если они пойдут на север… Там Узбекистан и Таджикистан, дальше — Кыргызстан и Казахстан, а дальше — Россия». Господин Иманкулов обратил внимание на необходимость совместного укрепления границ, так как вместе с беженцами ситуацией могут воспользоваться члены «многотысячной армии боевиков», базирующейся в Афганистане (к их числу талибов господин Иманкулов не отнес, упомянув, в частности, запрещенные в РФ «Исламское государство» и «Исламское движение Узбекистана»). Секретарь киргизского Совбеза напомнил: в 1999–2000 годах его страна подверглась нападениям боевиков, которые дислоцировались как раз на территории управлявшегося талибами Исламского Эмирата Афганистан.
В ходе закрытого для СМИ выступления, по данным «Ъ», Марат Иманкулов призвал усилить обмен информацией, касающейся Афганистана, между спецслужбами стран СНГ. Афганской проблематике также уделили основное внимание секретари Совбезов Казахстана и Таджикистана Асет Исекешев и Насрулло Махмудзода.
Их белорусский коллега Александр Вольфович, по данным «Ъ», говорил о другой угрозе — со стороны Запада. Он, по словам гостя из Минска, «формирует изоляционный пояс» вокруг республики, провоцирует массовые беспорядки и осуществляет диверсии против белорусских органов власти, журналистов и обычных людей.
Секретарь туркменского Совбеза Чарымырат Аманов остановился на теме «безопасности Каспия» и выступил с призывом сделать его «регионом мира». А секретарь Совбеза при президенте Узбекистана Виктор Махмудов призвал коллег активнее противодействовать биологическим угрозам, число которых в последнее время растет.
Враг биологический и враг идеологический
Невидимому биологическому врагу — вирусу SARS-CoV-2 — на заседании было уделено немало внимания. Впрочем, из выступления Николая Патрушева следовало, что в СНГ вирус терпит одно поражение за другим. И особую роль, по словам секретаря Совбеза РФ, сыграла Россия: она «безвозмездно направляла партнерам по СНГ вакцины, тест-наборы лабораторной диагностики, медикаменты, средства индивидуальной защиты». Похвалил господин Патрушев и союзников — за то, что все они давно сертифицировали российскую вакцину «Спутник V». Все, за исключением Украины, которая формально остается участником СНГ, но на московское совещание (как и все другие подобные мероприятия последних лет) никого не отправила. «Считаем, что в непростых условиях пандемии коронавируса стратегические отношения между нашими странами прошли проверку на прочность»,— резюмировал Николай Патрушев.
Наконец, есть еще один враг, о котором на подобных встречах никогда не забывают,— идеологический. «Крайне тревожной стала тенденция подмены традиционных моральных и культурных ценностей на чуждые человеческой природе стереотипы. На их внедрение в жизнь и быт людей, прежде всего молодежи, направлен мощный потенциал медиа- и интернет-ресурсов»,— заявил в публичной части встречи Станислав Зась.
А уже за закрытыми дверями свой доклад представил замсекретаря Совбеза РФ Олег Храмов.
По данным «Ъ», он обратился к смежной теме, рассказав о засилии «фейков», которые «формируют негативное общественное мнение».
Его выступление в целом было посвящено различным угрозам, исходящим от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Олег Храмов назвал криминальные деяния с использованием ИКТ «самым прогрессирующим видом преступности». И Россия, по его словам, исключением не является. При этом в условиях пандемии коронавируса люди стали больше пользоваться «интернет-ресурсами и различными дистанционными услугами» — и, следовательно, выросло и число преступлений.
Перечисление типов этих преступлений заняло у Олега Храмова немало времени. Было сказано и о рядовых интернет-мошенниках, жертвами которых «нередко становятся пенсионеры и иные социально незащищенные граждане». И о «преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе нарушении неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, различных сообщений». И о преступлениях «против общественной безопасности и общественной нравственности» (в частности, о незаконном приобретении оружия, а также сильнодействующих и ядовитых веществ). И о преступлениях против жизни и здоровья (включая доведение до самоубийства или содействие совершению самоубийства). И о «распространении деструктивной идеологии в сети Интернет как инструмента вербовки новых членов экстремистской деятельности, для коммуникации и организации акций антиконституционного характера и террористических акций».
Если с терактами все было понятно, то вот понятие «акции антиконституционного характера», пожалуй, требовало расшифровки. Но ее не последовало: видимо, на пространстве СНГ никаких лингвистических разночтений по этому поводу нет.
Для закрепления материала по теме противодействия использованию ИКТ в преступных целях участники совещания во второй половине дня отправились в офис «Сбера», где им рассказали об информационной безопасности, а также об искусственном интеллекте. Затем последовал рабочий ужин. Дискуссии завершились поздним вечером: число угроз для стран СНГ с каждым годом, похоже, лишь растет, и все их на первой за долгое время очной встрече силовикам хотелось обсудить.
Коммерсантъ. 17.11.2021