Рабочие в Белоруссии не поддержали призыв к забастовке

Антон Ходасевич


Призыв к забастовке рабочих Белоруссии не сработал. О том, что она проходит, можно было узнать только от самих организаторов. Это подтверждает предположение о том, что в белорусской оппозиции произошел раскол. Штаб лидера оппозиции Светланы Тихановской к заявленной в Минске акции отношения не имел.

Из Telegram-канала Белорусского объединения рабочих (БОР) в понедельник, 1 ноября, можно было узнать, что очень многие белорусы не вышли на работу, что в некоторых городах на линию выехали не все автобусы, где-то не вывезли мусор, потому что водители остались дома. Сообщалось даже о неработающих цехах на Минском автомобильном заводе. Инициаторы забастовки публиковали фотографии людей с плакатами, которыми закрывали лица. «Я остаюсь дома, чтобы вышли они (политзаключенные. – «НГ»)», – было написано на плакатах. Инициаторы забастовки бодро призывали присоединяться к ней, рапортуя о том, что бастует очередной город. «Стачка набирает ход. Дорогие, свободные белорусы! По данным на 12.00, нам в бот уже написали более 15 000 человек, которые не приступили к труду и остались дома. Приходит информация, что народ бастует цехами в разных районах нашей страны. Уже начались перебои с регулярным транспортом, в городах стало меньше такси. Мы это сделали! Мы запустили лавину перемен в новой Беларуси!» – сообщалось в Telegram-канале Белорусского объединения рабочих.

Сообщения самих инициаторов были единственным источником информации, который заметил забастовку. Ни правозащитники, ни независимые СМИ о неработающих организациях не сообщали. Источники «НГ» в трудовых коллективах наличие забастовки также не подтвердили. То, что многие белорусы действительно не ходят на работу и кое-где есть перебои с получением каких-то услуг, «НГ» объяснили высоким уровнем заболеваемости COVID-19 – болеют целыми коллективами.

Кроме самих организаторов в понедельник о забастовке охотно писали государственные пропагандисты. Злорадствуя над неудавшейся забастовкой, они публиковали фотографии работающих цехов.

Такая ситуация не вызвала удивления в экспертной среде, так как провал забастовочной инициативе пророчили накануне все эксперты. Политолог Валерий Карбалевич говорил о том, что это невозможно в условиях жесточайших репрессий, спада активности и деполитизации. «Для забастовки нужен эмоциональный накал и эмоциональный подъем, нужны какие-то триггеры. Ничего этого я сегодня не вижу», – отмечал он.

В беседе с «НГ» политический обозреватель Александр Класковский называл инициативу БОР «авантюрой», поскольку она «не базируется на реальном осмыслении ситуации в Белоруссии». По его мнению, изначально не имела под собой оснований ставка на рабочих, поскольку не они, а средний класс был движущей силой прошлогодней белорусской революции. Даже в прошлом году на пике протестов отдельные митинги и выступления на заводах не переросли в масштабную забастовку. «Власти по-своему умело загнали их в жесткие рамки, я имею в виду и краткосрочные кабальные контракты, которые многих держат в страхе потерять работу, и жесткий такой надсмотр, и то, что спецслужбы внедрили своих агентов на все крупные предприятия и отслеживают всякие крамольные настроения и стараются сразу же нейтрализовать зачинщиков», – сказал эксперт «НГ».

Экономических предпосылок для выступлений рабочих в данный момент тоже нет.

«За границей, видимо, уже меняется восприятие действительности», – высказался Александр Класковский о возможных причинах фальстарта инициаторов забастовки. Напомним, что глава БОР Александр Дылевский – это бывший рабочий МТЗ. Год назад он вошел в Координационный совет, созданный лидером белорусских протестов Светланой Тихановской. Все его участники подверглись репрессиям и оказались либо в тюрьме, либо в эмиграции. Сам Александр Дылевский, отбыв более 30 суток административного ареста тогда, когда участников протестов еще не обвиняли по уголовным статьям, также покинул Белоруссию. Сейчас он находится в Варшаве. Его коллега, глава объединения «Рабочы рух» (рабочее движение) Юрий Равовой утверждал, что Дылевский попал под «дурное влияние» эмигрантов предыдущей волны, которые уже не чувствуют ситуацию в стране. Кстати, штаб Светланы Тихановской от инициативы Дылевского дистанцировался.

Несколько отличное от других экспертов мнение высказал политический аналитик Артем Шрайбман. Эксперт признался, что не верит «в такую степень оторванности от домашнего контекста» инициаторов забастовки: призывы были продуманными, а цели довольно циничными. «Первая версия – желание обострять, чтобы власть тоже ответила эскалацией и соответственно тоже подлила масла в огонь кризиса», – пишет он в своем Telegram-канале. Вторая версия эксперта – «менее высокопарная». Артем Шрайбман полагает, что она может быть «связана с дедлайнами от доноров, которым надо показать активность». Отмечая тот факт, что Светлана Тихановская от забастовочной инициативы дистанцировалась, эксперт отмечает, что ситуация создала для нее «тревожный прецедент». «Раньше зонтичной легитимности избранного лидера, признаваемой даже конкурентами и скептиками внутри оппозиции, хватало, чтобы гасить любые сепаратные инициативы в зародыше или включить их в свою повестку. Не аффилированные ни с кем активисты, блогеры и политики, которым не нравилась политика офиса Светланы, могли критиковать ее советников, но не ставили под сомнение ее статус и не делали ничего серьезного поперек политики офиса в Вильнюсе. Теперь же происходит первый достаточно заметный автономный шаг вопреки позиции Тихановской», – резюмирует эксперт. Избежать раскола может помочь «новая объединяющая повестка», считает Артем Шрайбман.

Независимая газета. 01.11.2021

Читайте также: