Президентские выборы в Приднестровье пройдут на фоне жесткой блокады региона

Андрей Сафонов, политолог (Приднестровье)


Вокруг Приднестровья растет напряженность. Это проявляется в целом ряде событий, которые соединяются в единую цепь. Вот самые основные из них.

Молдавские банки либо закрывают счета приднестровских предприятий, либо стараются их не открывать. Одно время казалось, что эта проблема осталась позади, но теперь она всплыла вновь. По приднестровским данным, у Кишинева 13 предприятий ПМР (непризнанная Приднестровская Молдавская республика. – «НГ») в черном списке, им чинятся препятствия для работы. Очень беспокоит обстановка вокруг Молдавского металлургического завода (ММЗ), расположенного в приднестровском городе Рыбнице. Один за другим банки Молдавии уклоняются от сотрудничества с экономическим агентом, четко выполнявшим всегда свои договорные обязательства.

Намеченная на ноябрь встреча в переговорном формате «5+2» (ПМР и Молдавия – стороны, Россия и Украина – страны-гаранты и посредники; ОБСЕ – посредник; США и ЕС – наблюдатели) сорвана по вине кишиневской стороны. О том, что она не состоится, Кишинев объявил еще некоторое время назад. Более того, главный кишиневский переговорщик Владислав Кульминский подал в отставку с поста вице-премьера по реинтеграции Республики Молдова (РМ). Кого назначат на его место – неизвестно. В экспертных кругах не исключают, что в данном кресле может оказаться «ястреб», который получит установку давить на Тирасполь и накалять ситуацию, а не «разруливать» ее.

Кишинев получил партию американского оружия на сумму в      1 млн долл., а до конца этого года получит еще партию вооружений. Общая сумма поставок, включая полученное, составит 5 млн долл. Против кого может быть использовано это оружие? Только против Приднестровья. Румыния и Украина, разумеется, отпадают.

Не так давно Грузию, Украину и Румынию посетил министр обороны США генерал Ллойд Остин. Аналитики полагают, что его задача – создать единый антироссийский фронт в Черноморском бассейне. При этом учтем, что нынешнее руководство РМ считается не только прозападным, но и прорумынским. Так, Майя Санду еще до своего президентства заявляла, что на соответствующем референдуме она проголосовала бы за присоединение Молдавии к Румынии. Учитывая, что официальный Кишинев считает, что Приднестровье – неотъемлемая часть Республики Молдова «в международно признанных границах по состоянию на 1 января 1990 года» (то есть до провозглашения ПМР), в Тирасполе от всего этого не ждут ничего хорошего.

Конгресс США выступил с заявлением по Приднестровью. Авторы документа – представители Демпартии во главе с Уильямом Киттингом. В заявлении говорится о «незаконном присутствии Вооруженных сил России в Приднестровском регионе Молдовы». Вашингтон призывает «вывести все силы и средства, принадлежащие российским службам безопасности или вооруженным силам, с суверенной территории Молдовы». Также американские конгрессмены намерены содействовать «устремлениям народа Молдовы укреплять связи с трансатлантическими партнерами США».

Совершенно очевидно, что американцы и их союзники требуют вывода российских войск, сохраняющих мир и стабильность на Днестре, и вывоза боеприпасов, могущих составить нужный и приднестровцам, и россиянам запас для отражения возможной агрессии. Если союзных Приднестровью войск и оружия не будет, тогда наступит вторая фаза этой комбинации: США, ЕС, Румыния и Молдавия предъявят Тирасполю ультиматум с целью ликвидировать приднестровскую государственность и вернуться под власть Кишинева, управляемого Западом.

Почему Кишинев сорвал переговоры в Стокгольме? Можно предположить, что в Стокгольме, где еще недавно молдавская сторона соглашалась встретиться с приднестровской делегацией, Кишиневу пришлось бы брать на себя обязательства: подтвердить прежние, ранее достигнутые договоренности между ПМР и РМ; пообещать не мешать нормальной работе приднестровских заводов, фирм и фабрик; разблокировать работу в ПМР международных платежных систем Visa и Мastercard; попросить Украину разрешить передвижения по украинской территории автомобилей с приднестровскими номерами.

Вполне возможно, что ПМР и Россия попросили бы объяснений у кишиневской стороны по поводу оружия США. Против кого оно направлено? Как это сочетается с время от времени звучащими заявлениями о «нейтральном статусе Молдовы»? Добавим к этому периодически появляющиеся в массмедиа сообщения, что западные инструкторы обучают на полигоне в Бульбоаки (недалеко от зоны безопасности на Днестре) молдавских военных тактике боев в городе. Это какие города при этом готовятся они штурмовать? Никакие, кроме приднестровских, в голову не приходят. Ведь не будут же воины Молдавии сражаться за взятие румынских Ясс, украинской Одессы или российского Орла…Тем более опыт у Кишинева есть: в 1992 году молдавские войска вели бои в городе Бендеры (относится к Приднестровью).

А если представить себе, что правые политики Кишинева взяли курс на обострение и нагнетание в том или ином виде, тогда отказ от Стокгольмской встречи вполне объясним. Брать на себя какие-либо обязательства означало бы поломать стратегию свою и западных кураторов. Впрочем, мы выше уже говорили: многое прояснится после того, как будет назначен новый главный переговорщик Молдавии, новый политический представитель. Тогда можно будет сделать первые предположения о будущих шагах Кишинева…

А то, что Конгресс США высказался за вывод российских войск из Приднестровья, тоже вполне объяснимо. Ничего тут нового нет. Но вкупе с поставками оружия РМ и недавно заключенным молдаво-российским газовым контрактом документ показывает, что Вашингтон нервничает. В самом деле, российский «Газпром» остается монопольным поставщиком голубого топлива в Молдавию и Приднестровье, причем очевидно, что ПМР сохраняет полную свободу рук и решает газовые вопросы с Москвой самостоятельно. Такой вариант во многом мешает Западу перейти к реальному росту напряженности на юго-западе бывшего Советского Союза, что вполне могло произойти, оторвись Молдавия от российских газовых поставок. А так даже яро проамериканским деятелям РМ уже не столь нужно махать шашкой направо и налево, коль скоро необходимый газ придет из России через украинскую ГТС. Кстати, и Украина не будет сильно обижаться на Кишинев, поскольку не так давно Киев сам просил увеличить прокачку газа по своей трубе.

Иллюзий, разумеется, питать не следует. Если будет надо напрячь обстановку, Вашингтон никого спрашивать не станет. Он просто отдаст соответствующее распоряжение своим ставленникам. Но будут ли они из кожи вон лезть, это распоряжение исполняя, – большой вопрос…

Между тем западники меняют тактику. Она заключается в том, чтобы не бить, что называется, в лоб, а просто усиливать давление на Приднестровье, создавая невыносимые условия для работы приднестровской экономики в расчете на то, что она рухнет или по крайней мере потерпит сильный ущерб. Не зря экономическое давление усилилось именно сейчас, когда до выборов президента ПМР остается месяц. 12 декабря к избирательным урнам придут приднестровские избиратели, чтобы отдать голоса тому, кто будет управлять республикой до декабря 2026 года. Поэтому ставится задача посеять в народе недовольство властью, которая держит курс на независимость Приднестровья и его союз с Россией. Случайно или нет, но практически синхронно подавляющая часть приднестровской оппозиции (небольшой самой по себе) выступила против приднестровской самостоятельности. Они даже пишут письма президенту России Владимиру Путину.

Такой кульбит никого не удивил. Еще летом некоторые российские аналитики четко сформулировали: Запад готовится свергнуть нынешнюю власть ПМР и заменить ее своими ставленниками, которые и должны будут под маской «урегулирования» сдать Приднестровье под контроль США, ЕС и официального Кишинева.

Так или иначе, но переговоры между Кишиневом и Тирасполем в тупике. Как можно предположить, кишиневские разработчики делали ставку на то, что уровень жизни будет в Молдове расти, а в Приднестровье, напротив, падать. Это ослабит позиции руководства ПМР на переговорах и внутри республики, а потому оно вынужденно пойдет на уступки по политически вопросам, когда о них в формате «5+2» зайдет речь. Но теперь, когда российский газ будет стоить для Молдовы вместо 148 долл. за 1 тыс. куб. м все 450, когда уже через пару недель народ получит квитанции с ростом платежей раза в два, ситуация заметно меняется. Не оправдался и расчет на то, что газ будет поступать в ПМР со стороны Румынии (так пытались уверить всех кишиневские пропагандисты, воспевая газопровод Яссы–Кишинев–Унгены, который в этот раз абсолютно не оправдал себя), а Приднестровье сможет покупать его только за реальные деньги, которые станет платить Молдавии. Оказалось, что приднестровцы будут сами договариваться с Москвой на сей счет.

Поскольку немногочисленные (большей частью вымышленные) козыри Молдавии оказались биты, перед руководством страны дилемма: или всерьез договариваться с Тирасполем, или вновь переходить к грубому давлению. Судя по комплексу событий, политики РМ больше склоняются ко второму варианту, рассчитывая на поддержку Запада, который явно решил выбить Россию с ее позиций в Черноморском бассейне и на юго-западе бывшего Советского Союза. Рост военной тревоги на востоке Украины, активность флота и авиации США на Черном море – явное тому доказательство. Неудивительно, что часть кишиневских правых стремится встроиться в эту «повестку». На боевые действия они вряд ли решатся, но локальных провокаций исключать нельзя.

НГ-Дипкурьер. 14.11.2021

Читайте также: