От беспилотников к беспредельникам
Кирилл Кривошеев, Павел Тарасенко
Россия внимательно следит за использованием беспилотников «вблизи границ России» и должна тщательно проанализировать складывающуюся в связи с этим ситуацию. Об этом президент РФ Владимир Путин заявил во вторник на совещании по оборонной тематике. Оно состоялось на фоне нового обострения конфликта в Донбассе, спровоцированного первым применением украинской армией ударного беспилотника Bayraktar. Как отмечают наблюдатели ОБСЕ, ситуация становится все более тревожной: режим прекращения огня в эти дни нарушается в два раза чаще, чем в 2020 году. Деэскалации могли бы способствовать переговоры в нормандском формате, но, как следует из заявлений его участников, перспективы такой встречи по-прежнему весьма туманны.
«Россия никогда никому не угрожала, не угрожает, не представляет ни для кого опасности. Но Россия — это страна, которая на фоне достаточно агрессивных экспансионистских тенденций, особенно со стороны НАТО и ряда других стран, всегда принимала и будет дальше принимать меры по обеспечению своей собственной безопасности»,— заявил во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В этой же связи он отметил, что передвижение российской военной техники и военных подразделений на территории РФ — это дело исключительно властей страны.
Слова господина Пескова стали реакцией на публикации в западных СМИ о якобы продолжающемся стягивании российских войск к украинской границе. В частности, американское издание Politico опубликовало спутниковые снимки танков и артиллерийских установок, указав в заголовке, что они размещаются «неподалеку от Украины».
Между тем одна часть техники якобы переброшена в город Ельня Смоленской области, который ближе к Белоруссии, чем к Украине, а другая — к Брянску и Курску, которые действительно расположены вдоль украинской границы, но все равно далеко от зоны конфликта.
Ранее о передислокации российских войск со ссылкой на источники сообщало другое американское издание — The Washington Post.
«Качество этих публикаций даже не стоит комментировать, в целом на них не стоит обращать внимания. Там речь идет о границе с Украиной, показывают границу с Белоруссией. Само качество наилучшим образом свидетельствует о том, что не нужно тратить время на знакомство с такими некачественными вбросами»,— пояснил позицию Кремля Дмитрий Песков.
При этом из отчетов специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ, которая работает в зоне конфликта, можно сделать вывод, что определенные перемещения техники производит сейчас украинская сторона. Например, наблюдатели сообщили о 24 танках Т-72, обнаруженных на железнодорожной станции Константиновка (Донецкая область) 31 октября. А 28–29 октября более 30 артиллерийских орудий «Мста-Б», «Гиацинт-Б» и «Рапира» видели на вокзале в поселке Рубежное Луганской области. При этом в последних отчетах миссия ОБСЕ сообщала о неоднократных попытках заглушить сигнал ее беспилотников, которые используются для наблюдения за местностью, правда, ответственность за это наблюдатели не возлагали ни на одну из сторон конфликта.
Напомним, что, согласно Минским соглашениям, беспилотники в зоне конфликта в Донбассе могут использовать только наблюдатели ОБСЕ.
И именно эти летательные аппараты стали причиной нового витка конфликта. В конце октября украинские войска впервые применили в Донбассе ударный беспилотник турецкого производства Bayraktar TB2, что вызвало возмущение в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также в Москве.
На этом фоне во вторник президент России Владимир Путин провел совещание по оборонной тематике, посвященное беспилотникам. Отметив важность этой отрасли и тот факт, что российские военные научились эффективно бороться с вражескими летательными аппаратами, он призвал «проанализировать ситуацию, которую мы наблюдаем с беспилотниками вблизи границ России». Речь, очевидно, шла именно об использовании Bayraktar TB2.
В целом ситуация в зоне конфликта остается крайне напряженной.
По данным СММ ОБСЕ, с вечера 29-го по вечер 31 октября (последний период, отраженный в отчете) в Донецкой области режим прекращения огня был нарушен 988 раз, а в Луганской — 471. Таким образом, интенсивность огня примерно в два раза превышает среднесуточный показатель за 2020 год, который наблюдатели предоставили для сравнения.
«Игра на обострение» развернулась и на политическом поле. Например, во вторник украинский националист Дмитрий Ярош, известный в первую очередь как экс-лидер запрещенной в России организации «Правый сектор», был назначен советником главнокомандующего Вооруженными силами Украины (ВСУ) Валерия Залужного. Ожидается, что на днях в республике сменится и министр обороны.
Как сообщил депутат от правящей фракции «Слуга народа» в Верховной раде Александр Качура, ведомство возглавит Алексей Резников — вице-премьер по вопросам реинтеграции временно неподконтрольных территорий, который от Украины участвовал в заседаниях Трехсторонней контактной группы. «В среду произойдут процедуры увольнения, а в четверг — назначения»,— написал господин Качура в своем Telegram-канале.
Назначение советником главкома ВСУ Дмитрия Яроша может привести к обострению конфликта — в этом заверил во вторник «РИА Новости» депутат народного совета ДНР Владислав Бердичевский. В эту же логику, по его словам, укладывается и грядущее назначение Алексея Резникова: «Сейчас набираются персонажи одиозные. Министром обороны — Резников, который достаточно нагло и глумливо над руководством России и над Донбассом себя вел в контактной группе на минских переговорах. Поэтому я думаю, что в самое ближайшее время можно ожидать самого худшего».
Тем не менее даже на таком фоне не утихают давно уже идущие разговоры о подготовке встречи по Донбассу в «нормандском формате» (Россия, Украина, Франция, Германия).
Так, в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» глава МИД России Сергей Лавров заявил: «Сейчас нас пытаются зазвать (на встречу.— “Ъ”) и ссылаются на то, что президент России Владимир Путин обещал организовать нормандский формат хотя бы на уровне министров. Мы не уходим от встреч. Но Владимир Путин, обещая, что он поручит поработать над этим процессом, сказал, что нам сначала надо выполнить то, о чем договорились в декабре 2019 года (на нормандском саммите.— “Ъ”) в Париже».
После этого министр напомнил позицию Москвы: «Все, что там было оговорено, должна была делать киевская власть. Она пальцем не пошевелила по "формуле Штайнмайера", по определению особого статуса Донбасса, по закреплению этого статуса на постоянной основе в законодательстве Украины и по вопросам безопасности». При этом Сергей Лавров сообщил, что Москва отправила другим участникам формата предложения о повестке новой встречи. «Мы смысл видим не в каком-то мероприятии, а в его содержательном наполнении»,— уточнил он.
«МИД подтверждает получение документа, он изучается. Правительство ФРГ продолжает работать над подготовкой проведения в ближайшее время встречи глав МИДов четырех стран»,— заявил сразу после этого представитель внешнеполитического ведомства Германии Кристофер Бургер. А вот в МИД Франции, отвечая на вопрос агентства «РИА Новости», отметили, что «по-прежнему ждут ответа от российской стороны с целью скорейшего проведения этой встречи».
По мнению эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) и старшего научного сотрудника Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Александра Гущина, ждать дипломатического прорыва в ближайшее время не стоит.
«Нынешнее обострение, вероятнее всего, спровоцировано, чтобы помешать сближению Москвы с Берлином и Парижем, в том числе и по вопросу газопровода "Северный поток-2",— предположил эксперт в беседе с “Ъ”.— А значит, перевести его в конструктивное русло нельзя. Кроме того, у сторон действительно нет четкой и согласованной повестки для встречи, кроме повторения тезисов о необходимости прекратить огонь».
Коммерсантъ. 02.11.2021