"Нормандская четверка" превращается в "тройку"

Татьяна Ивженко


Министры иностранных дел Украины, Германии и Франции встретятся в Брюсселе в понедельник. На этот период планировались переговоры глав МИД «нормандской четверки». Однако они не состоялись. А за месяц, пока длилась подготовка к полноформатной встрече, стороны скатились к резким конфронтационным заявлениям, которые вообще могут поставить под сомнение эффективность существовавших до сих пор форматов по урегулированию в Донбассе.

Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба 15 ноября отправляется в Брюссель в рамках подготовки к саммиту «Восточного партнерства». Запланирован ряд отдельных встреч. Среди них – переговоры министров в формате «Ассоциированного трио» (Украина, Грузия, Молдавия), а также переговоры украинского министра с немецким и французским коллегами Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом.

Дмитрий Кулеба отметил, что такая встреча нужна, «чтобы скоординировать шаги по активизации работы Нормандского формата и продвижению политико-дипломатического урегулирования российско-украинского вооруженного конфликта». Но это скорее дипломатическая формулировка для обозначения глубокого кризиса, в котором оказался созданный в 2014 году формат переговоров.

Еще в первой половине октября европейские посредники в вопросах урегулирования – канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон договорились с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским о том, что в середине ноября состоится встреча министров иностранных дел «нормандской четверки». А затем можно было бы планировать и переговоры глав государств Украины, России, Германии, Франции. После избрания Зеленского президентом такой саммит состоялся в декабре 2019 года в Париже. Тогда стороны наметили первоочередные шаги и договорились провести вторую часть встречи весной 2020-го. Но этому помешали как прошлогодние жесткие карантинные меры, так и взаимные упреки Киева и Москвы в невыполнении парижских договоренностей.

Канцлер Германии и президент Франции предлагали организовать переговоры «четверки» в ноябре, чтобы выяснить причины противоречий и наметить пути решения накопившихся проблем. Российская сторона, в свою очередь, предложила заблаговременно обсудить проект итогового документа, чтобы не превращать встречу в пустой обмен мнениями. В МИД РФ заявили, что не получили ответа на это предложение. Глава украинского МИДа сказал журналистам, что, по его мнению, сама идея – утверждать итоговый документ до начала встречи – была направлена на то, чтобы сорвать переговоры. Так или иначе, но за прошедший месяц тональность заявлений, которыми обмениваются стороны, стала предельно жесткой, не свидетельствующей о готовности к компромиссным решениям.

Сергей Лавров, анонсируя состоявшуюся в прошлую пятницу в Париже встречу с французским коллегой, сказал: «То, что Франция предупреждает, что она поставит вопрос об Украине, я расцениваю как понимание наших французских коллег, что им не уйти в завтрашнем разговоре, да и в целом от ответственности за поведение их подопечных в Киеве – имею в виду режим Зеленского». Российский министр уточнил, что украинская сторона подрывает Минские договоренности «при молчаливом попустительстве наших французских и немецких соавторов по Минскому комплексу мер».

Уже после встречи французский МИД обнародовал заявление, в котором говорилось, что главы Министерства иностранных дел и Минобороны Франции в ходе переговоров с российскими коллегами «выразили озабоченность ухудшением ситуации с безопасностью в Украине (на востоке Украины. – «НГ») и четко предупредили о серьезных последствиях, которые будут иметь любые новые способы подорвать территориальную целостность Украины». Известно, что в дни, когда проходили переговоры в Париже, Меркель дважды говорила по телефону с Путиным. Согласно официальному сообщению, Путин обратил внимание собеседницы «на деструктивную политику Киева, который все больше делает ставку на силовые методы, в том числе используя в нарушение Минского комплекса мер ударные беспилотные аппараты».

В Киеве обвиняют российскую сторону. Кулеба, отправляясь в столицу Бельгии, сообщил: «Ключевой темой моих переговоров в Брюсселе будет безопасность. Речь пойдет о практических шагах поддержки Украины со стороны наших партнеров – на фоне ситуации вдоль украинской границы, в зоне вооруженного конфликта в Донбассе, во временно оккупированном Крыму и в Приднестровском регионе Республики Молдова». В рамках визита планируются отдельные переговоры украинской делегации с руководством НАТО.

Тема о возможной «агрессии России против Украины» появилась в информпространстве с подачи американских СМИ, которые в конце октября – начале ноября сообщили об «угрожающей новой концентрации российских войск у границ с Украиной». В Киеве эту информацию опровергали в течение двух недель. «По состоянию на 1 ноября 2021 года дополнительная переброска российских подразделений, вооружения и военной техники в сторону госграницы с Украиной не зафиксирована», – говорилось в сообщении Минобороны. Несколько украинских чиновников высокого ранга публично заявили, что подобные сообщения являются «элементом специальных информационно-психологических действий», «сознательной дезинформацией».

Но ситуация изменилась после того, как госсекретарь США Энтони Блинкен в конце прошлой недели заявил, по сообщению «Цензор.нет»: «Мы крайне озабочены некоторыми необычными передвижениями войск… Я не могу сказать, что задумал российский президент. Однако мы опасаемся в связи с нынешней ситуацией, поскольку помним, что было в прошлом». После этого замглавы офиса президента Украины Роман Машовец признал, что после российских командно-штабных учений возле границ Украины осталась военная техника: «Это позволяет российским властям в короткие сроки осуществить передислокацию личного состава и сформировать ударные группировки, готовые к наступательным действиям на территории Украины».

В Киеве не исключают «военной агрессии». Все международные переговоры проводятся с учетом вероятности такого сценария. И разговор об урегулировании в Донбассе рассматривается только как часть более масштабной проблемы. В условиях нового витка конфронтации «нормандская четверка» вряд ли могла бы договориться о компромиссах. Член украинской делегации на Минских переговорах Сергей Гармаш, сообщив о конфликтах и препирательствах на переговорах в этом формате, обозначил в блоге распространенное в Украине отношение к ситуации: «РФ давно использует Минскую трехстороннюю контактную группу не как площадку для мирного урегулирования конфликта с Украиной, а как инструмент влияния на наших западных партнеров. В данном случае очевидно желание Москвы дезорганизовать Нормандский формат. И для этого нагнетается ситуация и в зоне конфликта в Донбассе, и в трехсторонней контактной группе». Главы МИД Украины, Германии и Франции в ходе переговоров в Брюсселе попытаются найти выход из этой ситуации и предусмотреть действия на случай обострения отношений с Россией. Вероятнее всего, в понедельник будет обнародован призыв все же провести полноформатные переговоры «нормандской четверки».

Независимая газета. 14.11.2021

Читайте также: