Киев не хочет иметь ничего общего с Минском
Татьяна Ивженко
В Верховной раде зарегистрирован законопроект об эмбарго на импорт товаров белорусского производства. Его автор, депутат от партии «Слуга народа» Александр Дануца, обосновал свое предложение ссылкой на прошлогодние решения, связанные с оценкой выборов в Белоруссии. Однако сейчас более актуальной является тема мигрантов, которые, как опасаются в Киеве, могут направиться на украинскую территорию.
Украина усиливает охрану границы с Белоруссией, опасаясь мигрантской волны. В конце прошлой недели ряд СМИ сообщили о задержании в Чернобыльской зоне отчуждения группы граждан Пакистана и Афганистана. Помощник главы Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко в комментарии агентству УНН опроверг эту информацию: «Нелегальных мигрантов там нет, и никого не задерживали».
Между тем в Верховной раде появился законопроект «О моратории на размещение лагерей беженцев на территории Украины». В нем сказано, что мораторий будет действовать до тех пор, пока на востоке страны не прекратятся боевые действия; пока Украина не вернет контроль над территориями, которые признаны «временно оккупированными»; пока внутренние переселенцы из Донбасса и Крыма не смогут вернуться в свои дома. Этот законопроект – фактически ответ украинской стороны на предложения некоторых европейских политиков начать переговоры о временном размещении мигрантов на территории Украины. Депутаты могут проголосовать за то, чтобы лица, незаконно попавшие в страну, не имели права на статус беженца и были немедленно возвращены туда, откуда прибыли.
В то же время в Верховной раде был зарегистрирован законопроект об эмбарго на импорт белорусских товаров. Его текст пока не обнародован, однако общий тон дискуссии сводится к обсуждению санкций, связанных с опасениями Киева относительно того, что «мигрантская волна» в будущем может стать прикрытием для «российского вторжения». Одним из первых этот тезис сформулировал госсекретарь США Энтони Блинкен: «Действия режима Лукашенко угрожают безопасности. Они нацелены на то, чтобы посеять раздор и отвлечь внимание от действий России на границе с Украиной». С ним согласился глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, который назвал кризис с мигрантами «спецоперацией Путина и Лукашенко». Он отметил: «В Украине никогда не было ни одного человека, который мог бы представить ситуацию, что Беларусь будет угрозой для Украины. К сожалению, так случилось, потому что Лукашенко сделал свой выбор и полностью подчинил свои действия интересам президента России Владимира Путина».
В Киеве убеждены, что в таком направлении ситуация стала развиваться после прошлогодних президентских выборов в Белоруссии. Автор законопроекта об эмбарго на импорт белорусских товаров ссылается на прошлогоднее постановление Верховной рады, в котором говорилось, что «выборы в Республике Беларусь, состоявшиеся 9 августа 2020 года, не были ни свободными, ни честными, они прошли в условиях полного отсутствия состязаний между кандидатами, без равного доступа к СМИ, без соответствия процедуре выборов согласно стандартам ОБСЕ и Совета Европы, а также при отсутствии на этих выборах наблюдателей от авторитетных международных организаций». Украина так и не признала Александра Лукашенко законно избранным главой государства. А весной с.г. после принудительной посадки в Минске пассажирского самолета украинский парламент проголосовал за признание «режима Лукашенко угрожающим международной безопасности». Из Минска регулярно звучали обвинения в том, что Украина направляет в соседнюю страну «боевиков и оружие» для дестабилизации ситуации. В Киеве последовательно опровергали такие заявления.
Еще весной с.г. эксперты предположили начало торговой войны между двумя странами. Минск объявил о введении с июня режима разового лицензирования на специальный перечень украинских товаров: кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, картонную упаковку, обои, кирпич, плитку, радиаторы, стиральные машины, мебель, некоторые виды сельхозтехники и др. В Киеве тогда задумались об ответных мерах. О масштабах экономического сотрудничества можно судить по данным Госслужбы статистики Украины. По итогам первого полугодия с.г. Белоруссия заняла второе место среди стран СНГ и шестое – среди всех стран мира в списке украинских торговых партнеров. Общий товарооборот составил почти 2,7 млрд долл. США, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт украинских товаров и услуг в первом полугодии 2021 года составил, по официальным данным, 740 млн долл. Импорт белорусских товаров и услуг в Украину – почти 2 млрд долл.
Сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан в рамках спецпроекта «Понимание Соглашений об ассоциации между ЕС и Украиной, Молдовой, Грузией» проанализировала украинско-белорусские торговые отношения в публикации для «Экономической правды». Она отметила, что за последние 15 лет доля Белоруссии в украинском экспорте держалась на уровне примерно 3% (1–2 млрд долл. в год). В прошлом году в Белорусссию было поставлено украинских товаров и услуг на 1,3 млрд долл. Это сельхозпродукция, саморазгружающиеся вагоны, колесные оси, электрические трансформаторы, отдельные виды стройматериалов, медная проволока. «Для большинства товаров, которые Украина везет в Беларусь, этот рынок не является доминантным. Только 15% украинского экспорта (на 207 млн долл.) составляют товары, для которых белорусский рынок является основным, на него направляется более двух третей общего экспорта этого товара», – отметила эксперт.
С импортом ситуация выглядит иначе. В прошлом году доля белорусских товаров в общем объеме импорта в Украину составила 5% (2,9 млрд долл.), Беларусь вышла на шестое место среди стран, чьи товары поставлялись в Украину. Львиную долю в структуре импорта составили продукты нефтепереработки – бензин и дизельное топливо (примерно половина объема поставок на украинский рынок), а также минеральные удобрения (10-я часть рынка). Кроме того, поставлялись пластмассы, полимеры, продукция машиностроения и др. Осенью Киев запросил у Беларуси поставки электроэнергии – в связи с дефицитом угля на украинских электростанциях. В ноябре несколько раз сообщалось о начале, приостановке, возобновлении перетока белорусской электроэнергии в Украину. Сообщалось, что 6 ноября поставки составляли 5 МВт в час, 7 числа – 15 МВт в час, 8-го – 400 МВт в час, сейчас – 415 МВт в час. Этот объем незначителен с точки зрения общего потребления, но важен для стабильной работы украинской энергосистемы в условиях колебания потребления.
Вероника Мовчан отметила, что почти все товары и услуги, которые Украина импортирует из Белоруссии, теоретически можно заменить импортом из других стран: «Переориентация на других поставщиков реалистична, даже сейчас нефтепродукты из стран ЕС составляют пятую часть общего импорта. Однако следует быть готовыми к тому, что этот импорт (не из Белоруссии. – «НГ») будет дороже», – отметила эксперт. В сложившихся условиях украинская партия власти не заинтересована в подорожании. Законопроект об эмбарго на белорусские поставки может быть разработан на случай резкого ухудшения двусторонних отношений, например из-за мигрантской волны.
Независимая газета. 22.11.2021