«Спайка Тбилиси - Баку выходит за рамки региона» - азербайджанский эксперт
Как развиваются отношения Азербайджана и Грузии, готовы ли эти две страны совместно с Турцией сформировать военно-политический союз? Как в Баку относятся к желанию Тбилиси стать посредником в отношениях с Ереваном? На эти и другие вопросы корреспондента EADaily ответил азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
— Как вы оцениваете итоги недавнего визита премьер-министра Грузии в Азербайджан? Как в целом на сегодня можно оценить отношения двух стран?
— Этот визит был наполнен серьезной повесткой, и, кроме экономических тем и развития торговых отношений, конечно, важно отметить, что обсуждались и политические вопросы. Если говорить в целом о двусторонних отношениях, то они характеризуются достаточной стабильностью и здесь очень важно отметить, что была возобновлена деятельность межправительственной комиссии по экономическим вопросам, которая не собиралась в течении 10 лет.
То есть после Саакашвили такого заседания не было. Это говорит о том, что Грузия и Азербайджан будут возобновлять те отношения, которые были 10 лет назад.
Оба государства заинтересованы в расширении экономических отношений. Достаточно отметить, что товарооборот между странами достаточно высокий и составляет больше одного миллиарда долларов. Это, конечно, не предел, но данный уровень достаточно стабильно держится. Сейчас идут переговоры об инвестиционном сотрудничестве. Азербайджан является основным инвестором в Грузии, и этот интерес продолжает расти со стороны наших предпринимателей. В условиях постпандемического кризиса Грузия нуждается в дополнительных инвестициях и в живых деньгах. Азербайджанский бизнес, который меньше пострадал среди соседей, может инвестировать в Грузию.
Что касается политических вопросов, то у нас нет проблем, несмотря на то, что бывали попытки расстроить отношения между нашими странами. Грузия заинтересована поддерживать политический диалог с Азербайджаном, и этот диалог будет продолжаться. Потому что наши страны объединяет множество субрегиональных экономических проектов, от которых зависят интересы других государств. Поэтому спайка Тбилиси — Баку выходит за рамки нашего региона. И политический диалог является неизбежным.
— С 4 по 8 октября на грузинской территории пройдут очередные совместные военные учения вооруженных сил Азербайджана, Грузии и Турции — Eternity-2021. Сотрудничество трех стран в военной и политической сферах может привести к какому-то официальному оформлению ими союзных отношений?
— Военно-политическое сотрудничество между странами достаточно плотное, и на протяжении второго десятилетия проводятся разные учения, семинары, встречи военных и так далее. Этот формат подкреплен участием также и турецкой стороны. Я так понимаю, что данный формат будет сохраняться и усиливаться, особенно на фоне рисков, которые существуют сейчас.
Союз вряд ли возможен сейчас. Потому что Грузия официально подала заявку на вступление в НАТО, Азербайджан является председателем Движения неприсоединения и имеет внеблоковый статус. Поэтому тут есть юридические проблемы для создания именно союза. Но военно-политическое сотрудничество есть, и оно будет развиваться.
— Тбилиси желает стать посредником между Баку и Ереваном. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили даже предложил создать в Тбилиси платформу для контактов между Арменией и Азербайджаном на высоком уровне. Ранее грузинский премьер передал предложение Пашиняна о встрече Эрдогану. Как эти посреднические инициативы Тбилиси оценивают в Баку?
— Посредничество Грузии, конечно, важно. Азербайджан всегда говорил о том, что для нас любое посредничество, которое приносит пользу, рассматривается как эффективное. В данном случае грузинское посредничество приносит пользу — состоялся обмен карт минных полей на армянских заключенных. Но, к сожалению, эти карты оказались эффективными на 25%.
Азербайджанская сторона рассматривает грузинское посредничество как один из элементов посреднических усилий по установлению мира и стабильности в регионе. Поэтому, так как Грузия является близким партнером Азербайджана и Армении, это посредничество может быть эффективно, но на локальном уровне. На более глобальном уровне, конечно, надо признать, что ресурсов у грузинской дипломатии недостаточно, поэтому здесь уже должны участвовать более крупные игроки.
— Учитывая напряженные отношения между Россией и Грузией, как на посреднические усилия Тбилиси будут реагировать в Москве? И насколько в Баку будут учитывать этот момент при рассмотрении инициатив Тбилиси?
— Я думаю, что в Москве очень внимательно следят за устремлениями Грузии стать посредником между Баку и Ереваном. Здесь также чувствуется поддержка и западных стран, в частности США. Но в Москве понимают, что в Грузии не могут перехватить пальму первенства, в частности у Минской группы ОБСЕ, где США и Франция являются сопредседателями. Поэтому посредничество Грузии в определенной степени ограничено, в Москве это понимают. Кроме того, в Кремле знают, что в Баку и Ереване не будут выносить свои концептуальные претензии в формат Баку — Тбилиси— Ереван, поэтому реакция Москвы будет спокойной.
С другой стороны, для Баку важно, кто предлагает посредничество, насколько у него есть политические ресурсы для того, чтобы это посредничество было эффективным. Грузия объективно не имеет геополитических ресурсов, которые могли бы в корне решить эту проблему. В Баку это прекрасно понимают и не делают выбора между Москвой и Тбилиси.
Беседовал Анар Гусейнов
EADaily. 04.10.2021