Оппозиция в Украине заговорила об импичменте

Татьяна Ивженко


Председатель Верховной рады Дмитрий Разумков, отставку которого депутаты рассмотрят совсем скоро, не намерен инициировать процедуру импичмента президента Владимира Зеленского. Вопрос возник потому, что оппозиция обвиняет Зеленского в уклонении от уплаты налогов и госизмене.

Скандал разгорелся в выходные после премьеры в Киеве фильма «Офшор 95», созданного компанией «Слідство. Інфо». В его основе – международное журналистское расследование Pandora Papers. В фильме речь идет об офшорных компаниях, оформленных до президентства Зеленского на его имя, на имя его друга и бизнес-партнера Сергея Шефира, который является внештатным помощником президента, а также на еще одного товарища Зеленского, нынешнего главу Службы безопасности Украины Ивана Баканова.

Украинский политический аналитик Юрий Бутусов в своем блоге коротко изложил суть: «Расследование установило, что настоящим владельцем группы офшорных компаний является компания Maltex Multicapital Corp, конечными собственниками которой являются Зеленский, братья Шефиры, а также руководитель «Киноквартала» Андрей Яковлев, а номинальным управляющим является фирма Davegra Limited, собственником которой был Баканов… Основные доходы в офшорные компании группы Зеленского–Шефира–Баканова обеспечивает один олигарх – Игорь Коломойский. За юмористические программы Коломойский заплатил группе Зеленского как минимум 40 млн долл. При этом журналисты считают, что Зеленский мог получать деньги как часть механизма отмывания денег ПриватБанком…»

Политические противники Зеленского тут же подхватили эту тему. Депутат от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Анатолий Бурмич в эфире телеканала «Первый независимый» отметил, что расследование «как минимум означает, что гражданин Зеленский, который в то время еще не был президентом, уклонялся от уплаты налогов. Это первое. А второе – мы знаем, что 41 млн долл. его другом Коломойским был украден из ПриватБанка... Я не исключаю, что эти деньги попали в офшоры. А потом государство внесло из наших с вами денег в ПриватБанк средства, чтобы этот банк работал дальше».

Гораздо жестче комментируют ситуацию представители «Европейской солидарности». Лидер партии Петр Порошенко в понедельник в ходе совещания в Верховной раде заявил, что шокирован, поскольку представители правящей партии «Слуга народа» решили не обсуждать тему офшорного скандала: «Говорить сегодня нужно о преступлениях, о международных преступлениях высшего руководства государства и лично Владимира Зеленского. К сожалению, теперь под ударом оказалось государство Украины, поскольку из-за действий Зеленского Украина фигурирует в мире как государство, лидер которого причастен к глобальной коррупции, к отмыванию ворованных денег – совместно со своим бизнес-партнером Коломойским».

Во время выступления Порошенко члены правящей партии вышли из зала, где проводилось совещание. Но во вторник они вынуждены были во время заседания Верховной рады слушать еще более эмоциональное выступление соратницы Порошенко, депутата Ирины Геращенко: «Зеленский всю жизнь мечтал попасть на полосы мировых изданий. Мечты сбываются: сегодня «зеленый барыга» и «офшорный президент» – на первых страницах Би-би-си, Guardian, Washington Post…» Геращенко обвинила Зеленского в уклонении от уплаты налогов: «В 2014 году – ноль. В 2015 году – 3 тыс. грн (около 200 долл. в тот момент. – «НГ»)…» И выразила сомнение, что в Украине будут расследовать офшорный скандал. Геращенко пошла дальше, обвиняя Владимира Зеленского в государственной измене: «В Трускавце (где в прошлые выходные состоялся слет команды Зеленского. – «НГ») он сознался в том, что именно он позвонил белорусскому диктатору Лукашенко и сообщил, что «вагнеровцы» въехали на белорусскую территорию… Речь идет о государственной измене».

Оппозиция всячески намекает на процедуру импичмента президента. Но председатель Верховной рады Дмитрий Разумков, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что не станет инициировать импичмент. Если Разумкова отправят в отставку, его преемником на этом посту станет, как планирует партия власти, член пропрезидентской команды Руслан Стефанчук, от которого тоже не ожидают подобных инициатив. Но расследования по тем фактам, о которых говорит оппозиция, проводятся.

Что касается дела о провале летом прошлого года спецоперации по задержанию группы лиц, которых в Украине называют бойцами частной военной компании Вагнера, то до сих пор этот вопрос изучала созданная депутатами от партии «Слуга народа» специальная следственная комиссия Верховной рады. Пообещав обнародовать результаты в ноябре, эта комиссия сейчас переходит к рассмотрению другого громкого дела – о причинах гибели украинских военнослужащих и бойцов добровольческих батальонов в Иловайском котле в 2014 году. В этом расследовании могут появиться вопросы к Петру Порошенко, который в тот момент был президентом Украины. Глава парламентской следственной комиссии Марьяна Безуглая, сообщая в соцсети о начале рассмотрения «иловайского дела» 6 октября, обратилась к тем, кто сейчас обвиняет Зеленского в рамках «офшорного скандала»: «А создавал ли офшоры предыдущий президент – во время боев за Иловайск? Находясь на должности! Это имеет отношение к его (Петра Порошенко. – «НГ») дружбе с Виктором Медведчуком?.. Почему во время Иловайска принимались такие решения? Давала ли разведка данные об опасности? Были ли сливы информации россиянам, была ли госизмена?» Безуглая задала еще ряд сложных вопросов, ответы на которые надеется получить следственная комиссия Верховной рады.

На часть из них еще в 2016 году ответило другое расследование в рамках проекта «Pandora Papers». Тогда Порошенко заподозрили в том, что он занимался своими офшорными компаниями в дни Иловайского котла. Депутат предыдущего созыва Верховной рады, общественный активист Игорь Луценко отметил в блоге: «Есть два аспекта сравнения. Первый – моральный. Guardian тогда писала – мол, удивляет тот факт, что президент охваченной войной страны (речь шла о Порошенко. – «НГ») занимался личными финансовыми вопросами на следующий день после окружения войск под Иловайском. А сейчас появилась информация, что Зеленский имел когда-то офшоры, до президентства. Вряд ли это вызовет такую же бурную реакцию». Что касается юридического аспекта, то, по мнению Луценко, Украина по-настоящему изменится только тогда, когда любого действующего президента можно будет привлечь к ответственности. А сейчас «общество простит Зеленскому, как простило Порошенко».

Аналитик Юрий Бутусов тоже считает, что президенту сейчас ничего не грозит, несмотря на серьезность проблемы: «Какая ответственность? Пока лишь политическая и моральная… Во-первых, получается, один партнер Зеленского по бизнесу Баканов отвечает за борьбу с коррупцией, а другой партнер Шефир получил огромные полномочия во власти, отвечает за контакты с олигархами и за рост доходов группы офшорных компаний, которым олигарх Коломойский платит десятки миллионов долларов. При этом ни Шефир, ни Зеленский не декларируют все свои доходы и собственность в этих офшорах. Это потенциально коррупционная схема, которую нельзя расследовать, потому что защищает Зеленского его партнер Баканов и все другие силовые структуры».

Генпрокурор Ирина Венедиктова категорически опровергает бездеятельность следователей. Она заявила, что вся информация, касающаяся злоупотреблений в ПриватБанке, изучалась и проверялась антикоррупционными органами «под микроскопом» и что «для сотрудников правоохранительной системы весь этот материал не стал и не мог стать сюрпризом». В свою очередь, глава Нацагентства по противодействию коррупции (НАПК) Александр Новиков в интервью «Радио НВ» заявил, что его ведомство еще с весны начало проверку поданной президентом Украины декларации об имуществе и доходах. Такая же проверка проводится по декларациям других руководителей государственных органов, включая СБУ. Результаты будут обнародованы примерно к 18 октября.

Но уже известно, что представителям украинской власти ничего не грозит. Новиков пояснил, что в декларации можно не указывать средства на счетах офшорных компаний, нарушением считается только сокрытие факта наличия таких компаний: «…отображаются (в декларации. – «НГ») только объекты, которые зарегистрированы на офшорные компании, если это имущество, которое не используется в хозяйственной деятельности. Все остальное не подлежит отражению в декларации. То есть средства не подлежат отражению в декларации, если они принадлежат не физическому лицу, а юридическому».

Независимая газета. 05.10.2021

Читайте также: