Миша Три Процента
Георгий Двали, Тбилиси; Кирилл Кривошеев
В Грузии в субботу прошли местные выборы, которые едва ли привлекли большое внимание, если бы не вмешательство экс-президента страны Михаила Саакашвили. Эпатажный политик рассчитывал на то, что его возвращение на родину мобилизует электорат неформально возглавляемой им партии «Единое национальное движение» (ЕНД). Но расчет не оправдался: партия набрала лишь на 3% больше, чем на прошлогодних парламентских выборах — 30,7%. Лидерство же осталось за партией «Грузинская мечта», которая набрала 46%. Теперь главной интригой грузинской политики стала дальнейшая судьба господина Саакашвили. В том, что он не будет отбывать тюремный срок по многочисленным уголовным делам, не сомневается практически никто.
Местные выборы в Грузии, которые прошли в субботу, 2 октября, внешне мало отличались от всех остальных как ходом голосования, так и результатами. Правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) преодолела барьер в 43%, закрепленный в так называемом соглашении Шарля Мишеля, заключенном властями и оппозицией при посредничестве Евросоюза. В противном случае страну ждали бы внеочередные парламентские выборы.
Однако появление всего одного человека сделало это голосование уникальным — по крайней мере, в рамках новейшей истории Грузии. Речь об экс-президенте Михаиле Саакашвили, который вернулся в страну за день до выборов, рассчитывая таким образом улучшить результат своей партии — ЕНД. Свой приезд он анонсировал заранее в соцсетях. Напомним, что ранее этот политик уже десятки раз обещал вернуться в Грузию, но постоянно откладывал приезд.
На сей раз он сдержал слово, но прибыл в страну не на самолете, как обещал, а нелегально, вероятно, морским путем — чтобы не оказаться задержанным уже в аэропорту.
В день выборов грузинское издание Nation.ge опубликовало весьма правдоподобную версию того, как именно политик мог попасть в страну. Согласно ей, господин Саакашвили спрятался в фуре знакомого бизнесмена Элгуджи Цомая, которая переправлялась на пароме из Одессы в грузинский порт Поти. Когда паром причалил, он выбрался из фуры и пересел на заранее оставленную возле порта легковую машину, принадлежащую тому же бизнесмену. На ней он якобы доехал до Батуми, снял несколько видео и отправился в столицу, где и был задержан в квартире все того же господина Цомая. Генпрокуратура уже завела на бизнесмена уголовное дело за «сокрытие факта преступления» — по этой статье ему может грозить до шести лет тюрьмы. Для этого следствию хватило всего одного доподлинно известного факта — что Михаил Саакашвили останавливался в его тбилисской квартире.
Еще одна уголовная статья появилась и в деле самого экс-президента — «незаконное пересечение границы». Однако учитывая, что по грузинским законам наказание за многочисленные преступления не суммируется, ему по-прежнему грозит шесть лет.
Вся эта рискованная операция не помогла господину Саакашвили достичь главной цели — существенно повысить результат своей партии и спровоцировать массовые протесты. Если на прошлогодних парламентских выборах партия ЕНД набрала 27,18%, то сейчас — 30,7%. В свою очередь, правящая «Грузинская мечта» ухудшила свой результат примерно на столько же — 46,65% в этом году против 48,22% в прошлом. Зато однозначным триумфатором стал бывший премьер Георгий Гахария, который после отставки создал партию «За Грузию» — ей с нуля удалось набрать 7,79% голосов.
Попыток оспорить этот результат на улице, судя по всему, не будет — хотя до своего задержания Михаил Саакашвили призывал сторонников 3 октября «заполнить площадь Свободы» в центре Тбилиси, никаких акций не было.
Впрочем, стоит отметить, что 30 октября пройдут вторые туры выборов мэров во всех ключевых городах страны: Тбилиси, Поти, Рустави, Кутаиси и Батуми — и они вполне могут принести победу сторонникам господина Саакашвили.
Победу в первом туре не смог одержать даже действующий мэр Тбилиси, кандидат от ГМ, бывший футболист «Милана» Каха Каладзе, который набрал 40,3% голосов. Правда, его соперник, председатель ЕНД Никанор Мелия может похвастаться лишь 27,97%. Но во втором туре его поддержат все противники нынешней власти, так что победа действующему мэру далеко не гарантирована.
«Он был в восторге от тех результатов, о которых я ему сообщила. Итоги в Тбилиси особенно впечатлили его,— рассказала член ЕНД Екатерина Херхеулидзе, которая навестила Михаила Саакашвили, находящегося под стражей.— Он понимает, какую борьбу прошел грузинский народ, под каким давлением им пришлось сделать выбор, на фоне шантажа и подкупа».
Главной же интригой грузинской политики стал вопрос, что будет дальше с Михаилом Саакашвили. Как рассказала “Ъ” один из лидеров ЕНД, бывший начальник национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе, партия будет бороться за освобождение своего лидера «исключительно мирными и законными способами». При этом в интересах власти, по мнению собеседников “Ъ” в Тбилиси, лишь продержать Михаила Саакашвили в тюрьме до 30 октября, чтобы не показать слабость перед оппозиционерами, но не больше — чтобы не создавать экс-президенту образ мученика.
Обсуждается сценарий с экстрадицией господина Саакашвили в страну его гражданства — Украину, тем более что украинский президент Владимир Зеленский уже встал на его защиту.
«Я как президент Украины занимаюсь постоянно тем, что возвращаю граждан Украины разными возможностями, которые у меня есть, какие мне предоставила власть,— заявил он.— Господин Саакашвили является гражданином Украины, поэтому его это тоже касается». Напомним, что в настоящее время у Михаила Саакашвили остается государственная должность в Киеве — председатель исполнительного комитета Национального совета реформ.
Как пояснил “Ъ” известный грузинский адвокат Звиад Кордзадзе, грузинское законодательство позволяет передать иностранного гражданина, осужденного в Грузии, его стране — «для отбытия наказания на родине». Однако де-факто это будет означать освобождение — в Киеве с господина Саакашвили наверняка сразу же снимут все обвинения.
Коммерсантъ. 03.10.2021