Зона свободной торговли с Ираном: Выгоды для Евразийского союза
В сентябре 2021 г. Евразийский союз и Иран начнут переговоры по расширению торгового соглашения до создания полноценной зоны свободной торговли. Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, действует с 2019 г., и способствует росту взаимной торговли (рост на 18,5% в 2020 г.). Нюансы торговых переговоров Ирана и ЕАЭС проанализировала экономический обозреватель Ирина Смирнова.
В конце июля Тегеран стал площадкой для обсуждения механизмов дальнейшего сотрудничества Евразийского экономического союза и Ирана – стороны рассмотрели детали заключения соглашения о свободной торговле, которое должно прийти на смену Временному соглашению, подписанному 17 мая 2018 года и действующему с 27 октября 2019 года.
Июльской встрече предшествовало решение Высшего евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года, в соответствии с которым государствам ЕАЭС совместно с ЕЭК было поручено начать переговоры с Ираном по заключению соглашения о свободной торговле и по пролонгации применения Временного соглашения, как это предусмотрено статьей 1.3 действующего документа.
Преимущества зоны свободной торговли
Подписание временного соглашения в 2018 году стало итогом большой работы. Как отметила Вероника Никишина, занимавшая в тот период должность министра по торговле ЕЭК, особенностью выработки механизмов сотрудничества стало то, что Иран не являлся членом ВТО. Это значит, в национальном законодательстве отсутствовали нормы торгового регулирования, общепринятые для большинства стран мира и исключающие дискриминацию в отношении импорта в сравнении с товарами собственного производства при таможенном и техническом регулировании, санитарном и фитосанитарном контроле. Именно поэтому отказ от так называемых нетарифных барьеров нашел отражение во Временном соглашении, предписывающем также снижение пошлин на 862 категории товаров, из которых 502 пришлись на иранский экспорт, а 360 – на экспорт ЕАЭС. Список позиций охватил около 50% от общего объема взаимной торговли между партнерами.
Достигнутые и закрепленные в документе договоренности стали новой формой обязательств для Ирана и должны были способствовать повышению привлекательности иранского рынка для стран ЕАЭС. Стороны договорились снизить средний уровень ставок ввозных пошлин на промышленные товары (Ираном – с 22,4% до 15,4%, ЕАЭС – с 8% до 4,7%) и на сельскохозяйственные товары (Ираном – с 32,2% до 13,2%, ЕАЭС – с 9,6% до 4,6%). Предоставленные Ираном тарифные преференции для стран ЕАЭС включили мясную и масложировую продукцию, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, минеральную воду, зерновые, табак, металлы, косметику, лесоматериалы, отдельные виды электронного и механического оборудования. Иранской стороне предоставили тарифные преференции по многим видам продовольствия, включая овощи, фрукты, сухофрукты, а также по строительным материалам, посуде, коврам и некоторым изделиям из цветных металлов.
Итоги сотрудничества для Ирана
Режим преференциальной торговли положительно сказался на экономических отношениях сторон. В 2020 году товарооборот между ЕАЭС и Ираном вырос на 18,5% в сравнении с 2019 годом и достиг отметки почти в $3 млрд. И это не смотря на последствия пандемии. Импорт Ирана из стран ЕАЭС в первом квартале 2021 года вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 43,5%, а экспорт – на 20%. За январь – март 2021 года товарооборот увеличился на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Традиционным лидером с максимальной долей в торговле является Россия – на нее приходится 78,6% торговых операций, на втором месте Казахстан с 11,2%, на третьем – Армения с 8,9%. Беларусь и Кыргызстан аккумулируют по 0,7%.
Торговля с Ираном имеет и свою специфику – особым спросом пользуется продукция агропромышленного комплекса. Отчасти это связано с климатическими условиями Ирана – в стране жаркий и сухой климат, есть потребность в воде, в связи с чем ряд сельскохозяйственных культур исламская республика вынуждена покупать. Но именно этот климат благоприятствует выращиванию некоторых наименований фруктов и плодов, которые страна успешно поставляет на внешние рынки – например, орехи, финики и виноград. Продовольствие и сельхозсырье составили около 80% или 939 млн долларов от объемов поставок из стран ЕАЭС в Иран, при этом более 50% из них – 609 млн долларов США – пришлось на зерновые.
Для Ирана выход на рынки ЕАЭС был весьма желаемым. Благодаря новому формату отношений с Евразийским Союзом страна упрочила свои позиции на международном пространстве и получила новые рынки сбыта на весьма привлекательных условиях. Подписанное соглашение стало дополнительным стимулом для страны, экспорт в ЕАЭС вырос с 824,2 млн до 1,25 млрд долларов, увеличившись более чем на 50%.
Выгоды для ЕАЭС
В структуре экспорта России в Иран основная доля поставок пришлась на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 80,4%, машины, оборудование и транспортные средства – 7,6%, древесину и целлюлозно-бумажные изделия – 7,5%, продукцию химической промышленности – 2,8% и металлы и изделия из них – 0,73%. Импорт России из Ирана выглядит следующим образом: продовольственные товары и сельскохозсырье – 78,7%, продукция химической промышленности – 8,8%, металлы и изделия из них – 3,4%, минеральные продукты – 2,5%, текстиль и обувь–2,2%, машины, оборудование и транспортные средства – 1,95%.
Однако торговое соглашение коснулось не всех товарных групп, в экспорте которых заинтересован Евразийский союз. Например, не было предусмотрено снижение пошлины для одной из крупнейших экспортных позиций – пшеницы. А во-вторых, сокращение пошлин было очевидным преимуществом иранской стороны – товаров, получивших преференции, у ЕАЭС оказалось почти в полтора раза меньше, чем у исламской республики.
Более того, иранский рынок оказался закрыт для некоторых групп российских товаров. Например, в настоящее время Россия не осуществляет экспорт молочной продукции в Иран. Несмотря на ряд заявок отечественных производителей, сейчас ни одно российское предприятие властями Ирана к поставкам не допущено. В то же время иранские компании отгружают в Россию и нашим соседям по ЕАЭС – Армении, Казахстану и Кыргызстану – свою молочную продукцию – главным образом жирные сливки и сухое обезжиренное молоко.
«Профильные ведомства стран-участниц ЕАЭС готовят перечень товаров, в отношении которых устранение ввозных таможенных пошлин в рамках ЗСТ с Ираном нецелесообразно. Учитывая сложившийся дисбаланс в торговле молочной продукцией, мы в отрасли рассчитываем, что ЗСТ в итоге на молочные продукты не распространится и не повлияет на развитие российского внутреннего рынка», – отмечает эксперт по внешнеторговым отношениям Национального союза производителей молока России Глеб Самойлов.
Работа на перспективу
Новый документ, который заменит Временное соглашение о свободной торговле, должен расширить возможности участников. Не исключено, что на этот раз стороны коснутся возможности обнуления торговых пошлин, причем на абсолютное большинство товаров, чего не удалось сделать в 2019 году: тогда в Иране действовало законодательное ограничение минимально допустимого таможенного тарифа – 4%. В связи с этим иранские партнеры дали понять, что в рамках переговоров по Временному соглашению не готовы обсуждать полное обнуление тарифа.
Возможно, еще одним вопросом станет расширение перечня товарных позиций для преференциальной торговли. «Достигнуты договоренности об обсуждении новых по сравнению с действующим Временным соглашением задач нашего взаимодействия – расширения товарного охвата, поддержки отраслевого сотрудничества и повышения транспарентности при проведении госзакупок», – отметил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Первый полноформатный раунд переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС и Ирана запланирован на сентябрь 2021 г.
Евразия.Эксперт. 13.09.2021