Возвращение контроля над Донбассом в Киеве связывают со сменой власти в Германии
Татьяна Ивженко
На 6 октября запланирован рабочий визит в Киев федерального президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера. Как сообщила канцелярия немецкого президента, политик примет участие в траурных мероприятиях, посвященных 80-летию массовых убийств в Бабьем Яру. Но в рамках первого после выборов в Германии визита будут обсуждаться и актуальные политические вопросы.
Украинская сторона еще не обнародовала повестку дня визита. Однако переговоры в Киеве могут касаться «формулы Штайнмайера», появившейся в 2015 году, когда нынешний президент был министром иностранных дел Германии. Эта формула посвящена только одному аспекту урегулирования в Донбассе: привязке проведения выборов местных органов власти к предоставлению региону расширенных полномочий (особого статуса). Предлагалось на время подготовки к выборам в неподконтрольных Киеву районах дать местной власти широкие полномочия на временной основе. А в случае, если бы ОБСЕ признала выборы состоявшимися и соответствующими демократическим стандартам, закрепить особый статус Донбасса в украинском законодательстве на постоянной основе. Штайнмайер, кстати, публично не признал себя автором этой формулы, за рамками которой осталось множество вопросов: о прекращении огня, отводе войск и военной техники, об амнистии, а также о времени передачи Украине контроля над линией границы с РФ.
Осенью 2019-го украинская сторона согласилась рассмотреть формулу в надежде найти ответы на все эти вопросы. В декабре того же года состоялась встреча лидеров Украины, России, Германии, Франции. Но намеченные в Нормандском формате первоочередные действия по урегулированию до сих пор не выполнены. А о «формуле Штайнмайера» в середине июля во время визита Владимира Зеленского в ФРГ неожиданно вспомнила канцлер Германии Ангела Меркель. На пресс-конференции она сказала, что формулу нужно будет применить. Команда Зеленского весьма прохладно отнеслась к наставлению, ведь попытка внести в законодательство предлагаемые нормы скорее всего привела бы к массовым акциям протеста в Украине.
Об этом свидетельствуют данные соцопросов. Последний из них, проведенный летом фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и Центром Разумкова, показал, что только 17% украинцев согласны на проведение выборов в неподконтрольных Киеву районах без каких-либо условий. 25% считают необходимым условием «выведение российских войск и разоружение боевиков». Еще 28% добавили к предыдущему условию еще и временные рамки: проведение выборов местных органов власти на территории, подконтрольной сейчас ДНР/ЛНР, они считают возможным «через несколько лет после возвращения этих территорий под контроль Украины». Для 70% украинцев неприемлемо проведение выборов на условиях ДНР/ЛНР. Большинство выступают за возвращение всей территории Донбасса под украинскую юрисдикцию на довоенных условиях, без предоставления региону особого статуса в любой форме. Эти настроения не может не учитывать украинская власть.
Уже в конце августа, когда Меркель приехала с коротким визитом в Киев, о «формуле Штайнмайера» публично не вспоминали. Зато Зеленский вернулся к другой болезненной для Киева теме – об отказе Германии предоставлять какое-либо оружие Украине. Вопрос публично обсуждался с мая, когда лидер партии «Зеленые» Роберт Габек, побывав в Киеве и в прифронтовых районах Донбасса, заявил о целесообразности предоставления ВСУ оборонных видов немецких вооружений. В интервью Deutschlandfunk он перечислил, что речь могла бы идти о приборах ночного видения, технике для разминирования, разведки, медицинской эвакуации и т.п. «Украина здесь борется не только за себя, Украина также защищает безопасность Европы», – процитировало слова немецкого политика украинское издание «Европейская правда». Позиция Габека вызвала критику в Германии. Спикер правительства Штеффен Зайберт заявил: «Мы придерживаемся ограничительной и ответственной политики экспорта вооружений. Что касается Украины, не предоставляем разрешений для экспорта боевого оружия». В ходе визита Меркель Зеленский упомянул об этом запрете.
Тогда же глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, по сообщению «РБК-Украина», сказал, что от команды Меркель в Киеве не ждут изменения позиции, надежды возлагаются на новое правительство: «Поставки оружия из Германии в Украину являются вопросом принципа. Украинская сторона намерена добиться таких поставок». Кулеба отметил, что в ходе его визита в Берлин летом «мне практически каждый собеседник говорил: «Дмитрий, если вы хотите что-то изменить в немецкой политике, то вы должны дождаться новой коалиции и надеяться, что она сложится в вашу пользу»... Мы работаем над тем, чтобы по ряду вопросов позиция Германии изменилась».
Сейчас Кулеба в эфире программы «ТСН. Неделя» отметил: «Украинская власть еще до немецких выборов системно работала со всеми ведущими политическими силами Германии. Президент общался с лидером христианских демократов Армином Лашетом. Я общался с лидером социал-демократов Олафом Шольцем… Мы работали с каждой из тех политических сил, которые будут вести коалиционные переговоры, и доносили им позицию Украины по ключевым вопросам». Министр считает, что имя нового канцлера Германии не столь важно, как состав коалиции: «Из тех комбинаций, которые я вижу, коалиция будет благоприятной для развития украинско-немецких отношений».
Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник сказал «Суспильному», что неизменной остается позиция Германии относительно участия в Нормандском формате: «Сейчас трудно говорить, насколько изменятся акценты, подходы, ведь понятно, что не будет так, как до сих пор, когда госпожа Меркель каждые две-три недели звонила Путину, поддерживала прямой контакт с нашим президентом (Зеленским. – «НГ») и с французской стороной». Мельник осторожно ответил на вопрос о возможности прорыва на переговорах по урегулированию в Донбассе: «Мы точно можем исходить из того, что курс «малых шагов» будет продолжен. Немцы заинтересованы, чтобы Нормандский формат сохранился, ведь речь идет также и об их имидже, о том, сможет ли их дипломатия, немецкая элита завершить успешно то, что начала госпожа Меркель… Одно дело – начать, другое дело – довести до логического завершения, до успешного завершения в первую очередь для Украины. А это может быть только полная деоккупация востока Украины, прекращение военных действий, полная реализация «Минска». Пока, к сожалению, мы еще далеки от этой цели».
В Киеве отмечают, что Олаф Шольц до сих пор был вице-канцлером Германии. Поэтому от него трудно ожидать курса, который бы принципиально отличался от курса Меркель. Но есть нюансы, которые некоторые эксперты считают тревожными для Украины. Экс-министр иностранных дел, один из учредителей Центра национальной устойчивости и развития Павел Климкин в интервью «Главкому» сказал, что не следует ожидать «какой-то принципиально новой позиции Германии в вопросах безопасности относительно России». Он напомнил, что в ФРГ политика строится на консенсусе, который закрепляется в коалиционном соглашении: «Все разговоры о том, что «зеленые» спасут Украину от «Северного потока – 2», к сожалению, останутся только разговорами. Немецкие «зеленые» действительно готовы сотрудничать с нами, более того, они нам симпатизируют». Но, по мнению Климкина, ни одна политическая сила не выйдет за рамки коалиционных договоренностей. Но украинской стороне, по мнению экс-министра, следует выстраивать прочные отношения с новым руководством Германии, ведь «без согласия Германии ни одно решение в Брюсселе относительно Украины не пройдет, по крайней мере в ближайшее время».
Политический аналитик Иван Яковина в публикации для «Нового времени» отметил, что Олаф Шольц, которому прочат кресло канцлера, – «жесткий, эффективный, холодный и абсолютно безэмоциональный человек». «И он обещает продолжать политику Ангелы Меркель. Сначала к нему в Германии не относились серьезно – политик без харизмы. Но выясняется, что при этом он очень хорошо делает свою работу», – отметил эксперт. По его мнению, Украине следует держать в уме, что Шольц не враг и не друг России, а лидер, настроенный на выгодное сотрудничество: «…если будет выгодно – будем сотрудничать, а если Россия попытается ломать Евросоюз – будем ее за это наказывать. Он сказал, что России пора смириться с тем, что ЕС пришел надолго, если не навсегда, и попытки расшатать Евросоюз закончатся проблемами исключительно для самой России». Вопрос в том, как этой ситуацией воспользуется Украина. Разговор на сложную тему начнется, видимо, на следующей неделе в ходе визита Штайнмайера в Киев.
Независимая газета. 27.09.2021