Три плюс все: как ШОС отметит свой юбилей

Наталия Портякова


Душанбе 16–17 сентября примет сразу несколько мероприятий высокого уровня: заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, саммит глав государств и правительств ШОС и совместные встречи лидеров обеих организаций. Для Шанхайской организации сотрудничества нынешний саммит станет юбилейным — ей исполняется 20 лет. Поэтому, по словам дипломатического источника «Известий», лидеры стран объединения будут прежде всего подводить итоги и намечать планы дальнейшего развития и взаимодействия. Одним из таких заделов на будущее станет решение о начале процедуры приема Ирана в ШОС.

Тема Афганистана, представителей которого, кстати, не будет, хотя он и наблюдатель в ШОС, будет звучать, но на финальной встрече лидеров шанхайской «восьмерки» с главами стран-членов ОДКБ. Совместного заявления по итогам не планируется, отметил собеседник «Известий». Владимир Путин в Душанбе прилететь не смог из-за режима самоизоляции после контакта с заболевшим коронавирусом, однако он будет принимать участие в режиме онлайн. Примечательно, что на встречах не будет еще двух глав ключевых государств: лидера КНР Си Цзиньпина и премьера Индии Нарендры Моди.

Юбилейное расширение

Нынешний саммит лидеров ШОС, проходящий в Душанбе 16–17 сентября, — юбилейный, знаменующий 20 лет с момента основания организации, которая, начав когда-то с пятерки членов, к настоящему моменту доросла до восьми стран-участниц (сейчас в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан).

Правда, лидеры Китая и Индии Си Цзиньпин и Нарендра Моди предпочли участвовать в юбилее в виртуальном формате, не приезжая лично. Официального и публичного пояснения почему, ни из Пекина, ни из Дели не было. Однако если китайский председатель вообще никуда не выезжал последние полтора года и, судя по всему, в ближайшее время не собирается, то индийский премьер уже на следующей неделе планирует почтить личным участием Генассамблею ООН и первый очный саммит лидеров QUAD (он объединяет Индию с США, Австралией и Японией). На этой неделе стало ясно, что «вживую» среди участников не будет и Владимира Путина. Российский лидер собирался в Душанбе, но был вынужден отменить поездку из-за необходимости самоизолироваться после контакта с заболевшим коронавирусом. Таким образом, он будет участвовать во встречах онлайн.

— Нынешняя тема посвящена 20-летию ШОС. Прежде всего лидеры будут подводить итоги, намечать планы и перспективы развития и взаимодействия, — обозначил «Известиям» лейтмотив всего мероприятия российский дипломатический источник.

Одна из перспектив, намеченных главами государств и правительств к нынешнему заседанию, — начать процедуру приема в ШОС Ирана. Страна подала заявку на вступление в ряды организации еще в 2008-м, однако ее членство долгие годы оставалось в подвешенном состоянии из-за режима санкций Совбеза ООН против Тегерана. В 2015 году, вслед за появлением так называемой ядерной сделки с Ираном, санкции с него были сняты. Но дальнейшие разговоры о полноправном участии страны в ШОС стали стопориться Таджикистаном: иранские власти в свое время укрыли у себя одного из таджикских исламистских оппозиционных лидеров, и в Душанбе воспринимали это как попытку Тегерана пошатнуть позиции таджикских властей.

— Все это время к стране были определенные вопросы, сейчас эти препятствия в какой-то мере можно считать снятыми, — пояснил собеседник «Известий».

При этом он добавил, что путь от зеленого света на вступление до собственно членства в ШОС занимает немалое время, поскольку документы, которые страна-кандидат должна подписать в первую очередь, подлежат ратификации.

— Для понимания — процесс присоединения Индии и Пакистана занял два года, и они все делали быстро. В Иране своя законодательная система. Процесс занимает время — какое, зависит уже от самого государства-кандидата, — резюмировал собеседник «Известий».

Кроме того, согласно сообщению МИД Таджикистана, помимо Ирана, ШОС задокументирует взаимодействие еще с рядом государств — в частности, по итогам саммита в Душанбе Египет, Катар и Саудовская Аравия получат статус партнера по диалогу. Сейчас в таком формате ШОС работает с такими странами, как Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Афганистан в уме

Представителей Афганистана, который с 2012 года имеет в ШОС статус наблюдателя наряду с Белоруссией, Ираном и Монголией, в Душанбе не будет. Ввиду смены власти в этой стране перед ШОС возник неудобный вопрос о том, может ли правительство движения «Талибан» (запрещено в РФ) автоматически унаследовать статус наблюдателя. Пока что, судя по всему, решение этой проблемы было по умолчанию отложено: ведь для начала ШОС должна признать режим афганских талибов, что, согласно уставу организации, станет возможным, лишь когда новые власти признают все восемь стран-членов. А это, как и вступление в ШОС Ирана, обещает стать долгой историей.

Тем не менее, даже в отсутствие каких-либо афганских представителей, Исламская Республика прочно укрепилась в повестке дня ОДКБ и ШОС еще до официального старта заседаний обеих организаций. После того как российский лидер Владимир Путин, собиравшийся в Душанбе лично, сообщил, что не приедет, он в преддверии встречи обсудил ситуацию в Афганистане по телефону с лидерами Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Ирана и Пакистана.

Кроме того, событиям в этой стране было решено целиком посвятить совместное заседание глав стран-членов ОДКБ и ШОС. Впрочем, как сказал «Известиям» один из близких к подготовке мероприятия дипломатов, по его итогам подписания каких-либо совместных документов не планируется.

Стоит отметить, что афганская тема загодя успела внести определенный разлад в ряды ШОС. В частности, некоторые страны крайне негативно отнеслись к предполагаемому участию пакистанских военных в захвате талибами афганской провинции Панджшер. Прежде всего, это не понравилось Душанабе, так как в Панджшере сражались многие этнические таджики. В преддверие саммита ШОС группы таджикских общественников даже выступили с обращением к президенту страны Эмомали Рахмону с требованием запретить премьеру Пакистана Имрану Хану присутствовать на высокопоставленном мероприятии в Душанбе. Против роли Исламабада в разгроме сил ополчения в Панджшере также высказались Иран и главный геополитический соперник Пакистана Индия, СМИ которой, собственно, и представили миру снимки его истребителей в районе долины.

Пакистан, как известно, назвал публикацию фейком и свою причастность к событиям в Панджшере категорически отверг.

— Когда мы говорим о вмешательстве во внутренние дела Афганистана, я отказываюсь понимать, почему всегда винят Пакистан. Почему бы нам не обратить внимание на то, как Индия играла там своими прокси и как глобальные державы оставили Афганистан на грани гражданской войны, убив огромное количество людей ради непонятно чего. Позиция Пакистана состоит в том, чтобы был процесс примирения, возглавляемый и осуществляемый самими афганцами, который может привести к миру в регионе. Это будет позиция Пакистана и на форуме ШОС, — прокомментировал «Известиям» настрой Исламабада генеральный секретарь Форума дружбы между Пакистаном и ШОС Мухаммад Асиф Нур.

Впрочем, какие бы страсти ни бушевали из-за Афганистана в прессе и экспертном сообществе стран-членов, в публичное пространство это вынесено не будет.

— Площадка ШОС редко используется для острых полемик, и в публичную плоскость такие вещи никогда не выбрасываются. Культура поведения в рамках ШОС такова, что все расхождения и проблемы обсуждаются исключительно в узком составе, когда присутствуют только лидеры стран-членов ШОС, — пояснил «Известиям» один из работающих в структуре ШОС дипломатов.

Нынешнее заседание пройдет в формате пленарного — в нем примут участие представители стран-наблюдателей, и оно будет открытым, напомнил собеседник.

Известия. 16.09.2021

Читайте также: