Ежегодная пятилетка
Дмитрий Бутрин
Единый план по достижению национальных целей развития предлагается сделать главным проектным документом расширенного правительства. Для этого его актуализацию синхронизируют с бюджетным циклом, в том числе в регионах, показатели его исполнения сделают публичными, в частности в сводках Росстата, и включат в него инициативы социально-экономического развития и систему KPI губернаторов. Руководить реализацией «передвижного» плана до 2030 года будет президиум Совета при президенте по стратегическому развитию — его возглавляет премьер-министр.
Минэкономики предлагает новую трансформацию системы плановых документов правительства. В проекте постановления Белого дома «О системе управления достижением национальных целей развития» ведомством описаны будущий статус единого плана и его место в системе стратегического планирования: видимо, предлагаемая (и с большой вероятностью уже согласованная) схема станет с осени-зимы 2021 года постоянной.
В ней единый план, по существу, является центральным плановым документом госсектора экономики и для правительства, и для регионов, и для президентской ветви власти.
Напомним, сейчас план по достижению пяти национальных целей утвержден до 2030 года, но формально не синхронизирован с бюджетным циклом. Проект предлагает создание в плане «движущейся рамки» трехлетнего планирования, синхронизированной с трехлетним же графиком прогноза социально-экономического развития (от которого отталкивается трехлетний федеральный бюджет), при сохранении целей до 2030 года. Регионам рекомендуется осуществлять в своих госпрограммах корректировки ежеквартально (а при необходимости помесячно) и направлять плановые показатели по наццелям ответственным исполнителям госпрограмм, при этом в сам единый план предполагается напрямую интегрировать оценки эффективности (KPI) глав регионов. Такая схема впервые создает механизм прямого сопряжения работы регионов и Белого дома по наццелям, а учитывая, что эти цели ставятся во главу угла,— и схемы координации их бюджетов через единый план.
В план также предлагается включить «инициативы социально-экономического развития» (см. “Ъ” от 20 июля), для системы нацпроектов, как и для госпрограмм он, очевидно, станет вышестоящим документом стратегического планирования — ранее в административной логике это было не всегда ясно. KPI институтов развития и госкомпаний в план пока не интегрируются — видимо, это вопрос времени, хотя и довольно длительного.
«Головным органом», от имени которого осуществляется мониторинг исполнения плана, будет президиум Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
Напомним, по статусу это президентский совет, который, впрочем, действует в основном в периметре полномочий исполнительной власти: обеспечение деятельности президиума совета возлагается на проектный офис Белого дома, а все методическое обеспечение достижения национальных целей — на Минэкономики. Президиум раз в полгода будет утверждать доклад об исполнении наццелей (его готовит министерство), «подвижная» часть единого плана будет обновляться раз в год (очевидно, одновременно с бюджетом, соответственно, в этот момент план косвенно будет одобряться и Госдумой). Текущая редакция единого плана при этом «утверждается распоряжением правительства», а мониторинг его выполнения в предложенной схеме будет доступен через подсистему ГАС «Управление» в режиме реального времени — загрузка в подсистему региональных и ведомственных данных по умолчанию происходит не реже раза в квартал, а часть формируется в ней онлайн. Росстат включит ряд показателей в федеральный план статистических работ, то есть они будут публиковаться статведомством как независимая оценка.
Формат «передвижной рамки», давно принятый в Минфине и Минэкономики, позволяет избавить единый план от советской «логики пятилеток» с фиксированными датами исполнения и подгонкой результатов — в РФ они имеют тенденцию привязываться к президентским электоральным циклам. В предложенной Минэкономики версии предполагается проектная логика для связки Белого дома и регионов — альтернативой, видимо, было бы или жесткое подчинение региональных бюджетов Минфину, или принятие регионами подчиненных федеральным наццелям целей развития.
Коммерсантъ. 07.09.2021