ЕАЭС в ближайшие годы ждет расширение?
Евгений Погребняк
Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, по-прежнему имеющий большое влияние на казахстанскую политику, во время встречи с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным 19 августа заявил, что Евразийский союз нуждается в расширении, и даже назвал потенциальных кандидатов на вступление.
«Как почетный председатель этой организации (ЕАЭС. – Ред.) я за этим наблюдаю, и нам надо укреплять эту организацию, надо, чтобы другие были здесь, наши соседи… Узбекистан, Таджикистан – они должны быть, еще с Туркменистаном надо поработать», – отметил Н.Назарбаев.
Спустя две недели президент Кыргызстана Садыр Жапаров во время празднования 30-летия независимости страны перед большой аудиторией сделал аналогичное заявление. Он высказал пожелание видеть всех оставшихся соседей по Центральной Азии – Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан – членами ЕАЭС. Процессу придает ускорение тот факт, что, по словам С.Жапарова, после длительного перерыва по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева возрождается региональный диалог в форме консультативных встреч лидеров стран Центральной Азии.
Россия в свою очередь давно дает понять, что она не против расширения ЕАЭС. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко еще в октябре 2019 г. говорила о готовности Узбекистана вступить в организацию. Частично ее слова в Ташкенте были опровергнуты, тем не менее за минувшие годы РУз обзавелась статусом наблюдателя в ЕАЭС, став к нему еще на шаг ближе.
Последнее расширение ЕАЭС произошло в 2015 г., когда в организацию вступил Кыргызстан. С тех пор Союз модернизировался, обновляя свое законодательство. В первую очередь убрали последние барьеры для движения внутренних трудовых мигрантов, ликвидировали таможенные барьеры и упорядочили контроль за прохождением товаров из третьих стран. Пандемия дала мощный толчок в сфере цифровизации, побудив ввести новые технологии для дистанционного получения важнейших услуг.
До всеобщего кризиса 2020 г. взаимный товарооборот стран ЕАЭС с 2015 г. вырос на 35% до 61,6 млрд долларов. Это является наглядным подтверждением успешности интеграционного объединения.
* * *
Президент Клуба политологов «Сфера» Павел Данилов в интервью «Ритму Евразии» прокомментировал слова Н.Назарбаева и С.Жапарова и предположил, что в ближайшие годы ЕАЭС вполне может расшириться за счет центральноазиатских стран.
– Каковы перспективы того, что в ближайшее время Узбекистан, Таджикистан или Туркмения вступят в ЕАЭС?
– На первый взгляд, перспективы очень даже хорошие. Однако не стоит забывать про внешнее противодействие интеграционным процессам на евразийском пространстве. Англосаксонские страны постоянно «мутят воду» и пытаются разрушить имеющиеся и нарождающиеся интеграционные процессы. Предлагают альтернативные проекты, в том числе и транспортные артерии, такие как Трансафганская железная дорога. Но американцы не были бы американцами, если бы под красивой «оберткой» не продавливали только собственные интересы. Без учета интересов своих партнеров.
Я полагаю, что лидеры центральноазиатских стран уже достаточно опытны и мудры, чтобы «сломя голову» не бежать за американскими проектами, тщательно не проанализировав все риски и выгоды. А вот выгода от ЕАЭС – налицо. Цифры говорят сами за себя.
Товарооборот между странами-участницами постоянно растет и составляет уже практически 70 млрд долларов. О таком достижении, как единое пространство социальных обязательств, можно говорить с гордостью. Но, на мой личный взгляд, самые главные преимущества ЕАЭС состоят в таких качествах, как честность, транспарентность, взаимное уважение государств друг к другу, справедливость, если хотите.
При этом в так называемом западном мире и созданных ими структурах бал правят исключительно представители англосаксонских стран и части Западной Европы. Взять хотя бы Всемирную торговую организацию (ВТО). Например, Кыргызстан вступил туда еще в 1998 г. И что дало это объединение стране? Только сплошные ограничения во внешней торговле, а собственное производство было разрушено.
Исходя из вышесказанного, смею предположить, что уже в ближайшие год-два Узбекистан из наблюдателя станет полноправным членом ЕАЭС.
А вот Таджикистан и Туркменистан в ближайшее время пока могут ограничиться статусом наблюдателя. В этих странах экономические проблемы гораздо сильнее, чем в Узбекистане. Туркменистан с учетом его нейтрального статуса и участия в газовых проектах обхаживающие его Турция и США будут стараться переманить на свою сторону. Таджикистанским руководителям будет сложно расстаться с полным единоличным контролем своей экономики и стать открытым рынком для стран ЕАЭС. Однако и здесь реальны подвижки: нынешние времена требуют перемен.
– Какие у этих стран есть трудности при вступлении в ЕАЭС?
– Особых трудностей я не вижу, кроме многочисленных агентов влияния недружественных для России стран НАТО (Великобритании, США, Турции). Через своих агентов они раскачивают национализм и шовинизм в этих странах. Нагнетают русофобскую истерию.
Не гнушаются подкупом конкретных чиновников, чтобы те тормозили выгодные для ЕАЭС процессы. Разумеется, в этих трех странах есть и настоящие патриоты, понимающие, что против интеграционных процессов на евразийском пространстве идет деструктивная работа, как и против их стран в частности. И что эта работа точно не принесет ничего хорошего для основной массы граждан в наших государствах.
– Заявления Назарбаева и Жапарова сделаны почти одновременно, это совпадение или следствие сложной международной обстановки вокруг соседнего Афганистана?
– Поскольку консультативная встреча глав центральноазиатских республик произошла практически за месяц до этих заявлений, то смею предположить, что это было согласовано заранее, еще на этой встрече.
В любом случае многие факторы подталкивают к ускоренному решению интеграционных задач. Это и, прямо скажем, сильная просадка экономики во всех странах из-за пандемии, вынужденных ограничений и перекрытия границ. И опасная ситуация в приграничном Афганистане. Что, конечно же, скажется и уже сказывается на миграционных потоках и на качестве жизни граждан наших стран.
Сейчас нам всем срочно нужно увеличить общий рынок для своих товаров и услуг. Иначе могут возникнуть угрозы сваливания экономики в кризис, что неизбежно приведет к неприятным последствиям.
– Если говорить о России, то выгодно ли Москве расширение ЕАЭС за счет стран Центральной Азии?
– России, как и всем странам участницам ЕАЭС, выгоден общий рынок товаров и услуг, единое таможенное, культурное и социальное пространство. Нам всем выгодны общие стандарты образования, медицинской, страховой, пенсионной системы.
Я буду счастлив, если со мной в городе и стране будут находиться не мигранты, а соседи – с такими же правами и обязательствами, что и я. С такими же взглядами на жизнь, объединенные общей культурой. С таким же качеством жизни, что и у всех граждан России. Наличие национальных и экономических анклавов людей, нередко находящихся на нелегальном или полулегальном положении, попросту опасно.
Ритм Евразии. 21.09.2021