Афганистан мешает странам БРИКС сплотиться
Владимир Скосырев
БРИКС – объединение, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, провело ежегодный саммит в видеоформате. Председателем встречи был премьер-министр Индии Нарендра Моди. Как подчеркивают в Дели, ведущими темами дискуссии стали борьба с терроризмом, использование высоких технологий для устойчивого развития. Западные эксперты называют БРИКС экономическим клубом, на который приходится около ¼ мирового ВВП и 15% мировой торговли. РФ, как и другие участники форума, хотела бы усилить политическую роль организации в международных делах. Но потрясения в Афганистане обострили недоверие, которое Пекин и Дели испытывают друг к другу.
БРИКС исполнилось в этом году 15 лет. Как подчеркивает Эндрю Хэммонд, сотрудник Лондонской школы экономики, в первое десятилетие существования он чаще выступал единым голосом, играя мускулами на международной арене благодаря своему экономическому весу. До начала пандемии быстрее других стран – членов объединения в течение двух последних десятилетий росли экономики Китая и Индии. А Бразилия, Россия и ЮАР разочаровывали своими показателями. Коронавирус изменил картину. Индия ушла в рецессию, и лишь китайская экономика продолжала расти.
Но в последние годы, как показывают действия Индии, блок все больше втягивается в политику. Захват власти в Афганистане «Талибаном» (запрещен в РФ) побудил Дели выдвинуть на первый план дискуссии проблему терроризма. Как отмечает индийская газета Financial Express, весь мир встревожен тем, что Афганистан снова может превратиться в трамплин для исламских радикалов и террористов, что создает непосредственную угрозу как для Индии, так и для России и ее союзников в Центральной Азии.
Для Дели эту угрозу воплощают прежде всего экстремистские группировки, которые базируются в Пакистане. Поэтому Индия стремилась использовать саммит для того, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к роли Исламабада как спонсора террористических группировок. Напротив, пакистанская пресса обвиняет Дели в том, что он стремится превратить БРИКС в орудие противостояния со своим главным оппонентом в Южной Азии.
Россия на всем протяжении истории БРИКС выступала за то, чтобы эта организация стала противовесом доминированию Америки в мире. И в этот раз, как следует из речи президента РФ Владимира Путина на открытии саммита, Москва призвала укреплять многополярную систему при соблюдении принципов международного права и невмешательства во внутренние дела государств. Касаясь Афганистана, президент сказал, что уход США и их союзников привел к новому кризису, а вызван он был попытками навязать стране чужие ценности. В итоге авторы этих экспериментов поспешно ретируются, а последствия должно расхлебывать все мировое сообщество.
Как сказал в беседе с «НГ» Борис Волхонский, доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, на саммитах БРИКС разногласия между участниками стараются приглушить. Хотя события в Афганистане усилили взаимные подозрения Индии и Китая друг к другу, ни одна из сторон не хочет об этом открыто говорить. «Китай вроде налаживает отношения с талибами и получает некие гарантии, что не будет переноса террористической деятельности на Синьцзян. В Индии преобладает антиталибский настрой. Она боится, что афганская смута перехлестнется на Кашмир. Россия тоже испытывает опасения. Поэтому, на мой взгляд, на уровне декларации и было сказано, что нужно принять меры для стабилизации. Но вряд ли эти слова приведут к созданию какого-то механизма для борьбы с экстремистами», – считает эксперт.
Председатель КНР Си Цзиньпин не говорил об Афганистане. Но газета Global Times, отражающая взгляд Пекина на внешний мир, пишет, что Дели позволил себе следовать в фарватере политики Вашингтона и потому попал в тяжелое положение из-за победы талибов. Россия и Китай координировали свои действия, а Индия якобы слишком сблизилась с Америкой, утверждают китайские эксперты. Подоплекой этой критики в адрес Дели служит неурегулированный пограничный спор между Китаем и Индией.
Для Москвы и Пекин, и Дели – стратегические партнеры. На трехсторонних встречах в формате Россия–Индия–Китай российская дипломатия постоянно пыталась способствовать взаимопониманию между двумя ее партнерами. Но саммит БРИКС, прошедший в форме видеовстречи, вряд ли поможет продвинуться в этом направлении.
Независимая газета. 09.09.2021