Узбекские военные выходят на таджикско-афганскую границу

Виктория Панфилова


Узбекистан, Таджикистан и Россия готовятся отразить атаки радикальных боевиков, которые попытаются прорваться из Афганистана в сопредельные страны. В военных учениях, которые пройдут с 30 июля по 10 августа, будет задействовано более 200 единиц боевой техники, в том числе авиация. Ситуация же в Афганистане деградирует так, что возникла угроза нестабильности в соседних государствах.

В Кабуле обстрелян президентский дворец. Взрывы прозвучали 20 июля во время всеобщей молитвы по случаю священного для всех мусульман праздника Курбан-байрам. На молитве присутствовали президент Афганистана Ашраф Гани и другие высокопоставленные лица, сообщают мировые агентства.

Эксперты считают, что это своеобразный меседж «Талибана» (движение запрещено в РФ) за провал переговоров в Дохе, где сторонам не удалось договориться о прекращении огня и освобождении пленных талибов.

Это первая атака «Талибана» на Кабул после ухода американцев и их союзников из Афганистана. До сих пор талибы действовали в регионах, преимущественно на севере страны у границ с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Правительственные войска Афганистана, не справляясь с атаками радикалов, укрывались в соседнем Таджикистане. Вместе с военными бежали и гражданские, часто целыми семьями с домашним скотом. Например, в Мургабский район Горно-Бадахшанской области Таджикистана пришли 77 человек (26 мужчин, 20 женщин, дети и подростки) – афганцев киргизского происхождения. Они привели с собой 1000 голов мелкого рогатого скота, 300 яков, 3 верблюда и 30 лошадей. А заодно – и 3,5 кг героина. Что с ними делать, пока не решили. Киргизские депутаты предложили им перебраться на историческую родину, но те отказались и предпочли вернуться в Афганистан.

Сколько всего афганских беженцев принял Таджикистан, неизвестно. Власти не особо афишируют их количество, поскольку считают своим долгом принять и накормить афганцев так, как они принимали таджиков, когда в республике шла гражданская война (1992–1997 годов). Для беженцев Душанбе строит временные лагеря размещения, ожидая массового наплыва.

Германия готова оказать некоторую помощь. Об этом говорилось на встрече в Ташкенте, которая состоялась 17 июля на полях международной конференции, спецпредставителя президента Узбекистана по Афганистану Исматуллы Иргашева с уполномоченным МИД ФРГ по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Матиасом Люттенбергом. «Стороны высказались за продолжение усилий мирового сообщества по поддержке мира и стабильности в Афганистане и отметили важную роль региональных стран в продолжении всемерной экономической и гуманитарной поддержки афганскому народу», – говорится в сообщении. То есть и денег дадим, и другую помощь окажем, только оставайтесь в своей стране.

«Политическая ситуация в Афганистане ухудшается, но я не исключаю, что президент Гани сможет победить «Талибан» и удержится у власти. Но шанс небольшой. В любом случае это означает, что война продолжится. Второй вариант – победит «Талибан». Готовы ли талибы отказаться от распространения своего типа ислама? Если готовы, то в стране возможна какая-то стабильность. Но если нет, то это угроза с юга для Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и всей Центральной Азии», – сказал «НГ» директор Евразийского центра Атлантического совета, посол США в Узбекистане (2000–2003) Джон Хербст. Он напомнил, что четыре года назад президент Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой открыть регион для сотрудничества. «Был достигнут большой прогресс. Тогда безопасность в Афганистане обеспечивали США и их союзники по НАТО. Но сегодня ситуация изменилась, американские войска уходят, поэтому угроза с юга для стран Центральной Азии возросла», – считает американский дипломат.

Под угрозой в данный момент следует понимать беженцев, но еще больше, конечно, радикалов различного толка, приходящих в регион под видом беженцев. США предлагают приютить в регионе Центральной Азии до 10 тыс. человек. В реальности – раз в 5 больше по примерному количеству людей в каждой семье. С такой нагрузкой экономики стран региона могут не справиться. США, по мнению Хербста, если и окажут помощь, то в небольшом объеме. Власти стран региона тоже не стремятся брать на себя ответственность за судьбу афганцев, сотрудничающих с американскими военными или компаниями, дабы не раздражать талибов, если те все-таки придут к власти в Афганистане.

Другая опасность, как считает Джон Хербст, исходит от исламских радикалов, которых «Талибан» может пригреть у себя. При этом американский дипломат полагает, что страны региона при необходимости смогут справиться с радикалами самостоятельно, без вмешательства третьих стран или, возможно, с небольшой помощью. «В области безопасности Узбекистан был всегда довольно сильным. Его армия – одна из сильнейших в регионе», – отметил Джон Хербст.

Несмотря на лестную оценку, Узбекистан не счел зазорным подключиться к совместным учениям с Таджикистаном и Россией. Беспрецедентное по масштабам мероприятие организовано в непосредственной близости от границ с Афганистаном. Ташкент направляет на таджикско-афганскую границу боевую авиацию, бронетехнику и спецназ. Узбекские солдаты и офицеры совместно с коллегами из Таджикистана и России будут отрабатывать охрану таджикско-афганской границы в случае прорыва боевиков из сопредельной территории. Цель учений – координация действий военных трех государств на границе в случае проникновения террористов из Афганистана в Таджикистан, сообщила «Азия-плюс» со ссылкой на источник в силовом блоке правительства Таджикистана.

Независимая газета. 20.07.2021

Читайте также: