Схватка за власть в Болгарии на фоне разгула коррупции
Екатерина Шумицкая, кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Как и предсказывали большинство экспертов, после очередных парламентских выборов, состоявшихся 4 апреля 2021 года, правительство в Болгарии так и не было создано. Назначенные на 11 июля внеочередные выборы скорее всего мало что изменят: политический кризис в стране продолжится.
Сложности с формированием правительства у болгарских политиков возникали на протяжении последних 10 лет. В первую очередь из-за того, что вследствие глубокой фрагментации общества ни одна из партий не достигала победы на выборах с явным преимуществом. Но все эти годы Бойко Борисову, лидеру партии ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), до последнего времени неизменно занимавшей первое место, удавалось, хоть и с большим трудом, создавать правящую коалицию. В 2017 году ради сохранения власти он даже смог договориться с националистами, чьи политические взгляды во многом противоречили ценностям, прописанным в официальной программе его партии. Но на апрельских выборах младший партнер ГЕРБ – ВМРО (Болгарское национальное движение) – не смог достичь минимального порога для прохождения в Народное собрание. А все прошедшие в парламент партии категорически отказались от сотрудничества с ГЕРБ. Впервые за свою политическую карьеру Борисов оказался в полной изоляции.
Слави Трифонов, лидер занявшей второе место партии «Есть такой народ», имея неплохие шансы создать правительство меньшинства, не пожелал ими воспользоваться. Более того, когда его визави Борисов отчаянно призывал болгарских политиков к созданию то «кабинета единства», то «правительства экспертов», Трифонов, опубликовав лишь несколько сообщений в Facebook, в которых он заявил, что ни при каких обстоятельствах не будет сотрудничать с традиционными партиями, фактически исчез из политической жизни. В течение последних трех месяцев он практически не появлялся на публике и продолжал общаться со своими избирателями исключительно через свой частный телеканал и социальные сети.
В Болгарии, в которой пандемия обострила извечную проблему с коррупцией, сложилась уникальная ситуация, когда любое сотрудничество с ГЕРБ, БСП (Болгарской социалистической партией) и ДПС («Движением за права и свободы» турецкого меньшинства), скомпрометированными многочисленными скандалами, может стоить любому политику карьеры. При этом новым партиям, пришедшим к власти на волне антикоррупционных протестов, – «Есть такой народ», «Демократическая Болгария» и «Вставайте! Мафия вон!» – не хватает политического опыта и веса, чтобы без их поддержки сформировать правительство.
В результате вся полнота власти в стране сосредоточилась в руках президента Румена Радева, который решил этим воспользоваться, чтобы навсегда убрать из политической жизни своего постоянного антагониста Борисова и его партию ГЕРБ. По утверждению Радева, бывший премьер-министр несет персональную ответственность за разгул коррупции и потворство национальным олигархам.
Два месяца при помощи представителей партий «Демократическая Болгария» и «Вставайте! Мафия вон!», а также через созданное им служебное правительство во главе со Стефаном Яневым, как и он, бывшим армейским генералом, президент занимался расследованием деятельности последнего кабинета. В итоге были выявлены большие хищения государственных денег, исчисляемые в миллиардах евро; раскрыта система взяток и вымогательств, используемая представителями правящей партии; возбуждены дела о незаконном прослушивании более 30 оппозиционных политиков и подкупах избирателей, а также обнародованы другие нелегальные способы, с помощью которых партии ГЕРБ удавалось получать и сохранять власть.
Различного рода разоблачения – это излюбленный прием болгарских политиков в борьбе за власть. Разгул коррупции давно не является новостью в Болгарии. Гораздо громче в период между выборами прозвучали новые санкции, введенные США в отношении трех известных и бежавших из страны болгар-коррупционеров – Васила Бойкова, Деляна Пеевски и Илько Желязкова, фигуры которых долгое время вызывали споры в болгарском обществе об их предполагаемой большой роли в государственной коррупции. Поэтому Радев пошел дальше. Он фактически демонтировал «режим Борисова», уволив его людей и назначив на их должности своих, практически всех с армейским прошлым или опытом работы в МВД. По сути, Радев уже начал собственную избирательную кампанию, хотя президентские выборы в Болгарии намечены на конец этого года. По всей видимости, основная схватка за власть может случиться именно на них: недавно Трифонов намекнул, что рассматривает возможность своего участия в президентской гонке.
На парламентских выборах, которые состоятся в ближайшее воскресенье, похоже, сюрпризов не будет. Ни активность Радева, ни бездействие Трифонова существенно не изменили предпочтения болгарского электората. Согласно данным июльских социологических опросов, партия ГЕРБ сохраняет за собой лидирующую позицию, однако ее популярность снизилась и теперь за нее готовы проголосовать только 19% респондентов. Партия Трифонова остается также на втором месте, но ее отставание от лидера сократилось и теперь составляет 0,9%, что находится в пределах статистической погрешности. На остальных местах и в той же последовательности находятся те же партии, которые смогли пройти в Народное собрание в апреле.
Поскольку парламентское большинство по-прежнему недостижимо, Болгария, как и в прошлый раз, будет обречена на новые выборы, и это практически все, что можно сказать хоть с какой-то степенью уверенности. Неопределенность – это единственная определенная черта болгарской политики. И если вам кто-то будет говорить о том, что знает, что произойдет в Болгарии в ближайшие месяцы, не верьте, потому что действия политиков там не мотивированы какой-либо стратегией, а являются спонтанной реакцией на текущие события.
Независимая газета. 08.07.2021