Дальше без Авакова. Что означает отставка главного силовика Украины
Константин Скоркин
Украинский президент часто принимает импульсивные кадровые решения, не всегда думая о последствиях, но чаще интуиция его не подводит – никто из отставленных им участников его команды не превратился для него в серьезную угрозу. Похоже, так будет и в этот раз. Вертикаль украинской власти станет несколько менее эффективной, но зато более подконтрольной президенту и его администрации.
Отставка многолетнего министра внутренних дел Украины Арсена Авакова получилась яркой, неожиданной и интригующей. Она тут же обросла самыми причудливыми объяснениями, но ее реальные причины, скорее всего, были довольно прозаичны. Зеленский давно тяготился своим могущественным и несменяемым министром, который достался ему в наследство от предыдущей власти. Президент явно не считал его надежным союзником ни в борьбе с олигархами, ни в подготовке к походу на второй срок. Сам же Аваков, похоже, больше не видел своего будущего с Зеленским, а потому согласился отойти в сторону без скандалов и сопротивления.
Желание Зеленского сосредоточить в своих руках контроль над всеми силовыми структурами нетрудно понять. Но теперь уход Авакова оставляет украинского президента один на один со всеми теми проблемами, которыми раньше занимался могущественный министр.
Смена несменяемого
Отставка одного из ключевых министров команды Зеленского прошла на удивление буднично и бесконфликтно. Тучи сгущались над головой Авакова с самой победы Зеленского на президентских выборах – за годы во власти глава МВД нажил себе немало недругов. Но никто не ожидал, что президент и его министр расстанутся так просто – это дало простор для домыслов и конспирологии.
Мало кто поверил официальной версии, что президент попросил Авакова уйти, а тот спокойно ответил: «Честь имею» – и написал заявление. Хотя реальность вряд ли сильно отличалась от этого описания – Зеленский и Аваков устали друг от друга и давно были готовы разойтись, а публично ссориться в их положении совсем не с руки.
За последнее время между ними накопилось много противоречий. Например, резонансное дело об убийстве Павла Шеремета, которое Аваков обещал раскрыть, уже предъявил подозреваемых, а потом оно стало разваливаться. И это притом, что Зеленский доверился министру и опрометчиво лично вышел на совместную пресс-конференцию, чтобы усилить версию МВД.
Или взять вопрос санкций, которые украинский Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) все охотнее использует для борьбы с олигархами. Под один из их раундов попал близкий к Авакову бизнесмен Павел Фукс, и глава МВД красноречиво воздержался при голосовании в СНБО за их введение.
Еще была серия инцидентов с задержаниями полицией нескольких депутатов от «Слуги народа», вражда между Аваковым и главой офиса президента Ермаком и, наконец, злополучная встреча Авакова с новым временным поверенным США Джорджем Кентом, которая произошла раньше, чем у президента, что якобы стало последней каплей для Зеленского.
Апологеты теории о «внешнем управлении» Украиной из Вашингтона видят в отставке Авакова руку американцев, разнятся только толкования: от дружеского совета Кента спасаться с тонущего «Зе-Титаника» до рекомендаций американского посольства убрать из власти раздражающих Москву ястребов перед гипотетической сделкой России и США по украинскому вопросу. Но, скорее всего, роль внешнего фактора тут невелика – разве что отставка одиозного Авакова хорошо вписалась в представления Зеленского или его офиса о том, как больше понравиться западным союзникам накануне встречи с Байденом.
В принципе, нет ничего удивительного в том, что Зеленский стремится распрощаться со всеми, кто в свое время помог ему прийти к власти. Первым на себе это почувствовал Игорь Коломойский, теперь пришел черед Авакова. В конце концов, его изначально брали в команду временно, на полгода с испытательным сроком, так что можно сказать, что он еще задержался.
Зеленский готовится к противостоянию с олигархами и к борьбе за второй срок, а потому стремится избавиться от всего токсичного и своевольного в своей команде. Ходят слухи, что следующим отставником станет спикер Рады Разумков, часто противящийся президентским инициативам.
Роль главного силовика Зеленского теперь играет секретарь СНБО Алексей Данилов, который, в отличие от Авакова, не имеет больших политических амбиций и исполняет волю президента без претензий на теневое лидерство. А сам Аваков, связанный с кланами старой элиты, плохой помощник в деле их приручения, что показала, например, история с Фуксом.
Ослабить силовиков
Есть немало опасений, что, увольняя Авакова, команда Зеленского рубит сук, на котором сама сидит. Неслучайно в свое время из всей старой гвардии в строю при новой власти остался именно глава МВД. Выстроенная им система была далека от идеала, но работала, а своим одиозным имиджем он оттягивал на себя часть общественного недовольства. Теперь ответственность за все будет нести сам Зеленский, а гарантий, что работоспособность МВД улучшится при новом министре, нет.
Никуда не девается и проблема ненавидящих президента уличных радикалов. Конечно, методы Авакова, сотрудничавшего с националистами, постоянно давали основания для претензий Запада и служили неиссякаемым источником вдохновения для российской пропаганды. Зато бывший министр через структуры «Азова» мог контролировать заметную часть уличных активистов, одновременно жестко подавляя остальных.
Теперь Зеленскому предстоит разбираться с улицей самостоятельно, выбирая между поддержанием элементарного порядка и гневом патриотического актива, включающего ветеранов АТО и национал-либеральных политиков. Мало того, к этому антипрезидентскому союзу могут присоединиться влиятельные деятели украинского «глубинного государства» – своими санкциями и планами деолигархизации Зеленский успел разозлить многих.
Уже представленный преемник Авакова, нардеп от «Слуги народа» Денис Монастырский – это типичный кабинетный эксперт-реформатор, который вряд ли будет пользоваться авторитетом у полицейского начальства. Аваков, хоть и пришел в МВД с фразой «мусора – не люди», по-своему успешно управлял министерством на протяжении семи лет. Сверхполномочия, которые МВД приобрело при Авакове, явно нужно было корректировать, но цель отставки, судя по всему, была не в этом, а в том, чтобы получить слабого и подконтрольного министра.
Будущее несменяемого
А что сам Аваков? Первая мысль: он уходит потому, что не видит перспектив в проекте Зеленского и позволяет самонадеянному президенту разбить голову самостоятельно. Возможно, он действительно устал от семилетнего пребывания на одном посту и хочет взять паузу на фоне очередного витка политической турбулентности. А написанные им мемуары прольют свет на закулисье украинской политики на переломе – ведь Аваков уже написал книгу о событиях 2014 года в Харькове.
Пока опций для продолжения политической карьеры у бывшего министра не много. У него большой антирейтинг, который вряд ли позволит начать сольную политическую карьеру вне госаппарата. В этом отношении Аваков напоминает Виктора Медведчука – всемогущий при Кучме, он надолго оказался на задворках политики после потери должности и оставался там до тех пор, пока новые потрясения не подняли его на гребень волны.
Не исключено, что Аваков примет участие в предстоящих осенью выборах мэра своего родного Харькова, где он сохранял неформальное влияние все эти годы. Для недавно всесильного главы МВД это явное понижение в статусе, но в условиях децентрализации полномочия мэров расширились, и пост главы восточного города-миллионника может стать неплохим вариантом политической пенсии. Роль этакого нового Кернеса, регионального лидера, с которым вынуждены считаться президенты, может устроить и самого бывшего министра, и Зеленского, потому что при Авакове-мэре столица Восточной Украины гарантированно была бы защищена от реванша пророссийских сил.
Аваков мог бы усилить своей кандидатурой уже существующие политические команды, но выбор тут невелик, с учетом его имиджа «русскоязычного националиста». Долгая история разногласий с Порошенко вряд ли позволит им найти общий язык. Партия Тимошенко, от которой Аваков когда-то избирался в Верховную раду, неперспективна. Проект Коломойского «За майбутне» так и не смог развернуться.
Скорее всего, Аваков если и вернется в большую политику, то только в условиях ее основательного переформатирования. И спустя значительное время, когда воспоминания о большом государственнике и реформаторе МВД вытеснят обидные кричалки футбольных фанатов про «Авакова-черта». А возможно, несмотря на общую веру в уникальные политические таланты экс-главы МВД, мы наблюдаем закат его неординарной карьеры.
Решение об отставке Авакова было настолько ожидаемым, что стало в итоге неожиданностью. Но этим интрига, по большому счету, и исчерпывается. Зеленский давно хотел избавиться от Авакова, а тот предпочел не сопротивляться.
Украинский президент часто принимает импульсивные кадровые решения, не всегда думая о последствиях, но чаще интуиция его не подводит – никто из отставленных им участников его команды не превратился для него в серьезную угрозу. Похоже, так будет и в этот раз. Вертикаль украинской власти станет несколько менее эффективной, но зато более подконтрольной президенту и его администрации. А власть Зеленского уже достаточно укрепилась, чтобы не нуждаться в подпорках в виде советчиков из старых элит.
Московский Центр Карнеги. 15.07.2021