Азербайджан с Арменией решили снова постреляться
Кирилл Кривошеев; Аршалуйс Мгдесян, Ереван
Армения и Азербайджан в ночь на 28 июля де-факто возобновили боевые действия на границе. Обе стороны сообщали о применении гранатометов и минометов. Но уже в десять утра по местному времени они при посредничестве Москвы заключили новое перемирие. Опрошенные “Ъ” эксперты в Москве, Баку и Ереване уверены, что есть лишь один способ избежать подобных обострений в будущем — скорейшая делимитация и демаркация границы, установленной после второй карабахской войны. Правда, есть сомнения в готовности сторон к поиску компромиссов по столь чувствительному вопросу.
Напряженность на границе Армении и Азербайджана, где в течение последней недели происходили перестрелки, в ночь на среду достигла пика и буквально через несколько часов разрядилась. «28 июля с 03:40 подразделения вооруженных сил Азербайджана прибегли к провокации и нарушили режим прекращения огня на северо-восточном участке армяно-азербайджанской границы»,— описали свое видение ситуации в Минобороны Армении.
Напомним, что, с армянской точки зрения, азербайджанские военные еще до обострения оборудовали свои позиции на армянской территории, и в таком случае их любое продвижение в западном направлении можно рассматривать как «расширение оккупированной территории». Эту мысль на встрече с аккредитованными в Армении военными атташе выразил начальник главного управления оборонной политики и международного сотрудничества Минобороны Армении Левон Айвазян. По его словам, «для улучшения своих позиций» азербайджанские солдаты «напали на доминирующую армянскую позицию» и захватили ее, но лишь на непродолжительное время. В Азербайджане, в свою очередь, заявили, что открыли огонь лишь в ответ на провокацию, а сообщения об обстреле приграничных армянских сел «носят дезинформационный характер».
Так или иначе, ночные события явно не были рядовой перестрелкой.
Обе стороны сообщили о применении противником минометов и гранатометов.
В Армении сообщили о трех погибших и пятерых раненых, а в Азербайджане — о двух раненых. Узнав о столкновениях, президент Армении Армен Саркисян прервал визит в Токио, приуроченный к Олимпиаде. А его российский коллега Владимир Путин обсудил ситуацию на армяно-азербайджанской границе на оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности РФ.
Именно благодаря России ночной инцидент не перерос в длительное обострение. И в Баку, и в Ереване признали, что договоренность о восстановлении режима перемирия была достигнута «при посредничестве командования миротворческих сил России».
Как сообщает источник армянского издания Hetq.am, российские военнослужащие взяли спорный участок границы под свой контроль.
Пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева в Twitter в среду дала понять, что подобных инцидентов удастся избежать, только если Ереван согласится «начать переговоры по делимитации границ». Подобную мысль высказывают и в Москве. 22 июля, за неделю до боя на границе, представитель МИД РФ Мария Захарова говорила, что «устойчивую деэскалацию может обеспечить только безотлагательный запуск работы по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией с ее последующей демаркацией». Она также добавила, что «российской стороной подготовлен ряд документов, которые способны перевести обсуждение в конструктивное русло», но детали этих документов с тех пор известны не стали.
Директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян убежден: Баку умышленно нагнетает обстановку, чтобы склонить армянское руководство к подписанию мирного соглашения и созданию экстерриториального коридора в Нахичевань (азербайджанский анклав) через Сюникскую область Армении. «Цель Баку состоит именно в том, чтобы Ереван подписал некий документ, который можно будет преподнести внутри страны как признание армянами границ Азербайджана. С другой стороны, Баку под открытием коммуникаций в регионе понимает исключительно прокладку коридора в Нахичевань,— сказал господин Искандарян “Ъ”.— Однако это противоречит интересам Армении, которая настаивает на открытии всех коммуникаций. Армения сопротивляется, Азербайджан пытается преодолеть это сопротивление. Отсюда и перестрелки на границе, информационное давление. Это будет продолжаться».
С тем, что, размещая войска на границе, Баку пытается надавить на Ереван, согласен и старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «Мирный договор — это очень долгосрочная перспектива, и рассчитывать на то, что его удастся подписать в ближайшее время, не приходится,— сказал он “Ъ”.— Но в любом случае размещение войск на границе — это давление. Азербайджан, таким образом, ждет от Армении конструктивных шагов по делимитации». При этом господин Притчин назвал сложившуюся ситуацию «довольно парадоксальной»: «Все долгое время ждали итогов парламентской кампании в Армении, чтобы потом продолжать переговоры. И изначально считалось, что Никол Пашинян (и. о. премьера Армении, который скоро вернется на пост полноценного председателя правительства.— “Ъ”) — более удачная фигура для переговоров. Но ситуация получилась обратная: после победы Пашиняна мы видим совершенно неожиданное обострение».
Мысль об ответственности Никола Пашиняна развил в беседе с “Ъ” азербайджанский политолог, эксперт клуба «Валдай» Фархад Маммадов: «Выборы в Армении прошли, и сразу после них армянская сторона стала нагнетать обстановку на границе. Цель Еревана — либо разрушить трехстороннюю конфигурацию Россия—Армения—Азербайджан, которая есть сейчас, либо включить туда новых игроков, таких как Франция и США». Эксперт обратил внимание на активность посла США в Армении Линн Трейси, которая посещала оказавшийся в центре внимания участок накануне обострения там. «Я думаю, что после выборов настало время реализации достигнутых решений. Но Армения старается избежать этого, даже путем эскалации»,— резюмировал господин Маммадов.
На фоне всего произошедшего в Армении также вспомнили, что уже в этом году к стране перейдет председательство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В среду в эфире «Общественного телевидения» глава комиссии армянского парламента по внешним связям Рубен Рубинян пообещал, что Ереван будет «использовать весь инструментарий» ОДКБ для деэскалации. По мнению директора армянского филиала Института стран СНГ Александра Маркарова, председательство в ОДКБ дает Еревану возможность «хотя бы создавать повестку, продвигать обсуждение необходимых для армянской стороны вопросов». При этом эксперт в беседе с “Ъ” признал, что «в ОДКБ решения принимаются консенсусом и формирование консолидированной позиции по проблеме безопасности Армении с учетом конкурирующих интересов внутри блока представляется весьма сложной задачей».
Коммерсантъ. 29.07.2021