Александр Лукашенко не знает границ
Кирилл Кривошеев
Миграционный кризис, спровоцированный желанием властей Белоруссии повлиять на политику Евросоюза, усугубляется с каждым днем. Это признали власти Литвы, на которую пришелся основной удар. Накануне был побит рекорд по числу мигрантов, задержанных на литовско-белорусской границе за сутки,— 171 человек. Всех их приходится размещать в палаточных городках, экстренно создаваемых в Литве. Евросоюз в пятницу анонсировал подготовку новых санкций против Минска. Власти Белоруссии не исключают и дальнейшей эскалации — причем вплоть до полномасштабного вторжения на территорию республики.
Их там не ждут
Поток нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, следующих через Белоруссию в Литву, продолжает нарастать. Премьер-министр прибалтийской республики Ингрида Шимоните признает: ситуация меняется к худшему. На этой неделе, 28 июля, был побит рекорд по числу мигрантов, задержанных на литовско-белорусской границе за сутки,— 171 человек. Все они были гражданами одной страны — Ирака. Напомним, что именно рейсы Багдад—Минск считаются главным источником миграционного потока на белорусско-литовской границе. Общее число нелегалов, попытавшихся в этом году попасть в Литву, уже превысило 3 тыс. человек.
В Вильнюсе всячески подчеркивают, что речь идет о проблеме общеевропейского масштаба. «Это не только выяснение отношений между Белоруссией и Литвой. Это реакция на решения, которые единогласно принял ЕС после захвата самолета (вынужденной посадки лайнера авиакомпании Ryanair в Минске.— “Ъ”)»,— накануне напомнила Ингрида Шимоните, имея в виду европейские санкции против Минска. После чего, впрочем, добавила, что Литва получила «большую поддержку: политическую и практическую».
Правда, политические издержки от миграционного кризиса Литве пока приходится нести в одиночку. Для маленькой страны они весьма ощутимы. В четверг несколько сотен жителей города Девянишкес организовали в Вильнюсе акцию протеста против размещения мигрантов в их районе. Открытие самого крупного палаточного городка — на полигоне Руднинкай — тоже не обошлось без инцидентов. Местные жители во вторник блокировали дорогу к строящемуся лагерю, а затем ворвались на территорию и подожгли покрышки. В пятницу замглавы МВД Виталиюс Дмитриевас рассказал, что «после переговоров с местными жителями было решено разместить на полигоне около 800 мигрантов» — вместо изначально планировавшихся 1,5 тыс.
В Вильнюсе отмечают, что хотели бы созвать заседание Совета ЕС на уровне министров внутренних дел стран Евросоюза, чтобы найти решение проблемы сообща. Для этого глава МВД Агне Билотайте уже отправила запрос в Словению, которая председательствует в Совете ЕС. Подобное заседание проходило две недели назад, но с тех пор поток мигрантов, по словам госпожи Билотайте, удвоился, и она вновь хочет обсудить «потребность Литвы в политической, финансовой и экспертной помощи по преграждению незаконной миграции».
Помощь пока трудно назвать значительной. Эстония направила в Литву два беспилотника для выявления мигрантов в лесу, а Словакия — партию гуманитарного груза. Кроме того, в пятницу было объявлено, что к 40 сотрудникам агентства ЕС по контролю внешних границ (Frontex), размещенным на границе Литвы с Белоруссией, добавятся еще 60.
Примечательно, что власти Литвы видят в происходящем и долю своей вины. «Надо решать проблему охраны границы, которую не решали много лет. Это надо делать быстро»,— сказал президент Гитанас Науседа. Напомним, что ранее литовское правительство решило выстроить на границе с Белоруссией ограждение, но реализация этого проекта займет не один год. Особенно учитывая то, что в стране, как выяснилось, нехватка колючей проволоки. На помощь братскому государству уже пришла Эстония, которая собирается выслать в общей сложности 100 км столь нужного материала.
«Сюда будут введены все вооруженные силы Российской Федерации»
Тем временем в Минске тоже говорят об угрозе — но уже со стороны Запада. «В политикоформирующих кругах Запада обсуждаются различные варианты смены власти в Республике Беларусь как необходимого условия по достижению своих геополитических интересов в Восточно-Европейском регионе. Не исключается в том числе применение военной силы»,— заявил в пятницу глава Комитета государственной безопасности Белоруссии Иван Тертель. Он же объявил: спецслужбы располагают данными о подготовке из-за границы ряда терактов в Минске и областях республики.
Выступил по теме и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Во-первых, он заявил, что представители Запада, поэтапно вводя санкции, «как бы нащупывают болевые точки» страны. «Главная цель — оставить народ без пенсий, зарплат, пособий, образования, медицинского обслуживания и вызвать недовольство белорусов»,— добавил он. Во-вторых, Александр Лукашенко (как и Иван Тертель) не стал исключать военного сценария. И отметил: «Если нужно будет для безопасности Союзного государства, которое мы строим, для безопасности Беларуси и России разместить здесь все вооруженные силы со всеми видами вооружений — они будут здесь размещены незамедлительно. Сейчас в этом нет никакой необходимости, у нас достаточно крепкие, сплоченные, компактные вооруженные силы… Но если будет мало, сюда будут введены все вооруженные силы Российской Федерации». Отвечая на просьбу «Ъ-FM» прокомментировать громкое заявление, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что «никаких обращений на этот счет от Белоруссии не было».
Сложившая ситуация доказывает: расчет Минска на то, что удастся повлиять на Евросоюз с помощью потока нелегальных мигрантов, не оправдался. Идею, что нужно пойти на уступки Минску и признать правительство Александра Лукашенко легитимным, ни одна европейская страна не высказала, а глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис в пятницу пригрозил, что поднимет вопрос о новых санкциях на уровне Евросоюза. Вечером глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пообещал: ЕС рассмотрит возможность введения санкций против причастных к нелегальной миграции через Белоруссию.
Пытаясь нормализовать ситуацию, и отдельно Вильнюс, и Евросоюз в целом ведут переговоры с правительством Ирака, откуда идет основной поток мигрантов. Правда, пока такие контакты привели лишь к обратному эффекту — после того как Габриелюс Ландсбергис две недели назад слетал в Багдад и Анкару (рейсами оттуда в Минск также пользуется немало желающих нелегально попасть в ЕС), компания Iraqi Airlines объявила об увеличении в два раза числа полетов в белорусскую столицу. В пятницу Консультативный совет национальной безопасности Ирака объявил: правительство «не может запретить своим гражданам посещать другую страну», при этом белорусские власти «пускают иракских туристов на свою территорию на законных основаниях», в связи с чем авиаперевозки из аэропорта Багдада в Белоруссию совершенно законны.
Впрочем, как напомнил “Ъ” бывший белорусский дипломат Павел Мацукевич (уволился из МИДа на волне протестов в августе 2020 года), «Ирак — не единственная страна—поставщик мигрантов». «Проблему этого миграционного душа лучше решать перекрытием крана, а не затыканием отдельных струек. Пока кран, то есть Беларусь, работал как следует, Литву мигрантами не затапливало»,— сказал собеседник “Ъ”.
Ту же мысль высказал белорусский политолог Алексей Дзермант, который часто выражает точку зрения властей. «Даже если закроют рейсы Багдад—Минск, у мигрантов будет возможность добраться через Турцию. Кроме того, едут жители тропической Африки, Афганистана»,— сказал эксперт “Ъ”. На вопрос, что должен сделать Вильнюс, чтобы власти Белоруссии остановили поток мигрантов, он ответил так: «От Литвы мы ничего не ждем. Ее позиция не изменится, а если и изменится — это ни на что не повлияет. Санкции ввел коллективный Запад, Брюссель и Вашингтон. Это просто возвращение бумерангом того, к чему Литва стремилась. Запущен необратимый процесс. А проблемы литовского государства — этого только его проблемы». По оценке эксперта, критичной для Литвы может стать цифра в 10 тыс. нелегалов — это сравнимо с численностью литовской армии.
Доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев убежден, что для серьезного политического кризиса в Литве достаточно и 5–6 тыс. мигрантов. «Литва — маленькое, подчеркнуто национальное государство. Там не умеют вписывать в общества людей совершенно иной культуры»,— сказал эксперт “Ъ”. После чего выразил мнение, что помогать Литве, размещая мигрантов у себя, крупные государства ЕС не будут, и «единственный выход — искать третью страну, например, Косово или Боснию».
Власти Литвы тем временем предупреждают: если кризис будет продолжаться, в страну за год могут попасть до 40 тыс. нелегалов. Их содержание будет обходиться бюджету страны в €440 млн в год.
Коммерсантъ. 31.07.2021