Взятые на баланс. Зачем Москва сменила хозяина предприятий Донбасса
Константин Скоркин
Уход Курченко из Донбасса стал еще одним четким сигналом, что ДНР и ЛНР окончательно переходят от времен лихого пиратства в серой зоне к более упорядоченным схемам эксплуатации. Республики становятся очередным протекторатом Москвы с перспективой консервации нынешнего статуса на десятилетия. Перед российской властью теперь стоит задача оптимизировать управление этими территориями.
Пока дипломатические переговоры о судьбе Донбасса остаются в тупике, в экономической жизни региона происходят судьбоносные изменения. Четыре года основными предприятиями ДНР и ЛНР фактически управлял Сергей Курченко, бывший украинский олигарх из окружения Януковича. Но сейчас он вынужден уступить эту роль российскому бизнесмену, ранее не связанному с Донбассом. Москва понимает, что донбасские республики останутся у нее на балансе надолго, а потому пытается найти более эффективный формат управления регионом, выводя из игры одиозных персонажей родом из украинского кризиса 2014 года.
Национализация и внешнее управление
После того как Донбасс разделила линия фронта, на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР оказалась часть активов, принадлежавших украинскому олигарху Ринату Ахметову. Некоторое время, несмотря на боевые действия, предприятия продолжали нормально функционировать, обеспечивая местных жителей работой и платя налоги в украинский бюджет. Сохранение экономических связей между Украиной и ее мятежными провинциями тогда рассматривали как важный аспект их последующей реинтеграции на базе Минских соглашений.
Однако по мере затягивания конфликта связи начали рваться. В 2017 году Киев под давлением националистов объявил об экономической блокаде ДНР и ЛНР. В ответ сепаратисты «национализировали» предприятия Ахметова. Вскоре местные правительства передали часть этих предприятий под управление компании «Внешторгсервис», зарегистрированной в Южной Осетии.
Конечным бенефициаром этой компании считался беглый украинский олигарх Сергей Курченко, сколотивший состояние на близости к экс-президенту Виктору Януковичу. После свержения патрона Курченко тоже бежал с Украины и пытался закрепиться на неподконтрольном Киеву Донбассе, который тогда рассматривался окружением Януковича как возможный трамплин для возвращения в украинскую политику.
Его первая попытка была неудачной: в 2015 году Курченко объявили персоной нон-грата в ДНР за срыв поставок горючего. Второй заход оказался успешным: завладев (не без поддержки московских покровителей) лакомыми частями наследства Ахметова, Курченко и его люди стали неофициальными хозяевами местной экономики.
Кроме того, другая структура Курченко – «Газ-Альянс» – на два года получила монополию на поставки донбасского угля, часть которого, видимо, реэкспортировалась на украинский рынок через Белоруссию. С 2018 года менеджер «Внешторгсервиса» Александр Ананченко возглавлял правительство ДНР, пока в 2020 году его не сменил на этом посту другой выходец из той же компании Владимир Пашков. Людей, связанных со структурами «Внешторгсервиса», можно найти среди министров и депутатов донбасских республик.
Новые хозяева донбасской индустрии следовали нехитрому принципу – выжимали из предприятий максимальную прибыль, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Это раздражало многих в Донбассе и вызывало злорадство у противников ДНР и ЛНР: «народные республики», гордившиеся тем, что изгнали одних украинских олигархов, превратились в кормушку для другого украинского олигарха.
Хозяйствование «Внешторгсервиса» привело к росту социальной напряженности, на его предприятиях начались многомесячные задержки зарплат и забастовки. Местные власти, защищая интересы Курченко, жестко подавляли недовольство, но забастовка на Алчевском металлургическом комбинате, участники которой обратились за помощью к Путину, стала последней каплей – скандал дошел до московских властных кабинетов.
На рубеже 2020–2021 годов стало очевидно, что эпоха владычества Курченко в Донбассе подходит к концу. Уже тогда некоторые из его предприятий вернули на баланс республик, а потом передали новым владельцам из числа донецких бизнесменов. Например, Донецкий металлургический завод достался Игорю Андрееву, владельцу концерна «Геркулес», снабжающего продуктами питания ДНР. Еще до событий 2014 года Андреев был долларовым миллионером и входил в списки самых богатых украинцев.
Крушение империи Курченко проявилось и в банкротстве российского Энергомашбанка, через структуры которого Курченко вел свои донбасские операции. Российский Центробанк в итоге отозвал у него лицензию.
Курченко на Юрченко
В середине июня лидеры ЛНР и ДНР объявили, что предприятия «Внешторгсервиса» переходят к новому инвестору. Им стал российский бизнесмен и управленец Евгений Юрченко. Фигура не слишком публичная, но с большим послужным списком. В прошлом он был гендиректором «Связьинвеста» и членом совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации, вице-губернатором сопредельной Воронежской области и даже президентом Федерации легкой атлетики.
Одно из самых ярких событий, связанных с ним, – покупка на аукционе Sotheby’s спускаемого аппарата советского космического корабля. Интересно, что у Юрченко во время работы в «Связьинвесте» был конфликт с Константином Малофеевым, которого считают одним из спонсоров «русской весны» в Донбассе.
Преемник Курченко уже пообещал до конца года выплатить всю задолженность по зарплате, однако, с учетом масштаба проблем в донбасской индустрии, у него вряд ли хватит ресурсов для серьезных инвестиций в регион. Курченко в свое время тоже начинал с погашения долгов и обещаний найти рынки сбыта, но надежд российских кураторов в итоге не оправдал.
Радикально изменить ситуацию не получится и у нового инвестора. Неподконтрольный Киеву Донбасс остается серой зоной, что не позволяет его предприятиям нормально встроиться в мировой рынок, хоть там сейчас и сложилась благоприятная конъюнктура для металлургов. Скорее речь идет о том, чтобы сменить собранную на скорую руку схему с Курченко на что-то более прочное и рациональное.
Похоже, что Юрченко в Донбассе будет служить посредником для вливания в местную экономику российских государственных денег, поскольку для крупного российского бизнеса донбасские активы остаются слишком непривлекательными из-за перспективы оказаться под санкциями. Также возможны и опосредованные варианты помощи от российских властей. Украинский экономист Алексей Кущ говорит, что в экономике ДНР и ЛНР идет переход к модели, когда «представителей российских финансово-промышленных групп ставят перед фактом, что вместе со своей компанией они должны развивать еще какое-то предприятие на неподконтрольной Киеву территории Донецкой и Луганской областей».
При всей туманности планов Юрченко уже понятно, что смена инвестора усиливает российский контроль над экономической жизнью ЛНР и ДНР, которую раньше отдавали на откуп авантюристу Курченко. Для донбасских предприятий это скорее хорошая новость, дающая им минимальные гарантии, а политическим элитам республик стоит ожидать ротации в пользу ставленников нового менеджмента.
Перемены в управлении экономикой ДНР и ЛНР уже вызвали бурную реакцию у местных оппозиционеров. Появление нового инвестора связывают с неумелыми попытками утихомирить массовое недовольство властями республик, а самого Юрченко подозревают в связях с украинским политиком Виктором Медведчуком.
Насколько Медведчук реально связан с новыми кураторами экономики ДНР и ЛНР, пока сказать сложно. Оставаясь в Киеве под санкциями и домашним арестом, он вряд ли захочет афишировать такие связи. В то же время опубликованные в украинских СМИ прослушки показывают, что Медведчук с 2014 года плотно контактировал с элитами ЛНР-ДНР и их российскими кураторами, а его бизнес интегрирован в местные цепочки. Так что очередной раунд усиления его влияния в Донбассе не будет чем-то неожиданным.
В целом уход Курченко из Донбасса стал еще одним четким сигналом, что ДНР и ЛНР окончательно переходят от времен лихого пиратства в серой зоне к более упорядоченным схемам эксплуатации. Перспектива реинтеграции региона в рамках Минских соглашений становится все более призрачной. Вместе с ней теряют актуальность попытки сделать из республик что-то вроде альтернативного проекта с участием представителей украинских элит времен Януковича.
ДНР и ЛНР становятся очередным протекторатом Москвы с перспективой консервации нынешнего статуса на десятилетия. Перед российской властью теперь стоит задача оптимизировать управление этими территориями, поэтому и ставка делается на российских управленцев. На тех, кто сможет стать посредниками между властями ДНР-ЛНР, российскими властями и крупным бизнесом, чтобы создать патерналистскую витрину «русского Донбасса».
Московский Центр Карнеги. 24.06.2021