Война бывшего: почему партия Саакашвили вернулась в парламент Грузии
Игорь Кармазин
Грузинская оппозиционная партия «Единое национальное движение» объявила, что прекращает семимесячный бойкот и возвращается к работе в парламенте. В объединении при этом обещают продолжить борьбу с правящей партией «Грузинская мечта». В оппозиции считают, что победят уже в этом году. «Известия» разбирались в ситуации.
«Общество ждет победы»
Самая крупная оппозиционная партия Грузии — «Единое национальное движение» (ЕНД) — объявила, что прекращает семимесячный бойкот и возвращается к работе в парламенте. «На данный момент мы приняли наиболее правильное решение. Решение, которое не оставит Бидзине Иванишвили [олигарх, основатель правящей партии «Грузинская мечта» — Ред.] ни одной зоны комфорта. Мы будем бороться с ним везде — в зале заседаний парламента, в комитетских залах, в залах Верховного совета Аджарии, на площадях, улицах, в селах, районах, горах, равнинах. Везде Иванишвили будет встречать сопротивление», — сказал лидер ЕНД Ники Мелия.
Политик пообещал, что оппозиция разгромит оппонентов уже в этом году. «Я объездил многие регионы и убедился, что общество ждет победы, пробуждения надежды и все зависит от нас, политиков. Осталось всего несколько месяцев, чтобы объехать всю Грузию и победить», — сказал Мелия.
ЕНД при этом отказывается подписывать соглашение «Будущий путь Грузии», предложенное президентом Европейского совета Шарлем Мишелем для выхода страны из политического кризиса. «В этом соглашении есть один пункт, который для нас категорически неприемлем, поэтому мы этот документ подписывать не будем. Хотя, конечно, по другим вопросам мы будем полностью вовлечены в решение законодательных вопросов и будем бороться вместе с другими оппозиционными партиями», — сказал Мелия. Он не пояснил, какой именно пункт соглашения объединение отвергло.
Залог свободы
Политический кризис в Грузии начался после парламентских выборов, прошедших в октябре. В голосовании по партийным спискам «Грузинская мечта» получила 48% голосов избирателей, но за счет голосования по мажоритарным округам получила большинство в парламенте — 90 мандатов из 150. Второе место с 33 мандатами занял блок «Сила в единстве», в который входит ЕНД. Оппозиция обвинила «Грузинскую мечту» в фальсификациях и отказались признать итоги выборов. Оппоненты правящей партии вывели сторонников на митинги, а также отказались от депутатских мандатов.
В феврале политический кризис усугубился. Тогда Ники Мелия публично снял электронный браслет, который на него надели в 2019 году после попытки штурма парламента. Кроме того, политик объявил, что отказывается подчиняться «преступным решениям властей», в том числе отказывается платить залог. После этого Тбилисский городской суд санкционировал задержание оппозиционера. Арест происходил достаточно брутально: спецназ, применяя перцовый газ, взял штурмом офис ЕНД и комнату, в которой забаррикадировался Мелия. На фоне этих событий в отставку подал глава правительства страны Георгий Гахария.
Казалось, что отношения власти и оппозиции зашли в тупик, но обострение политического кризиса не устраивало западные структуры. Те опасались, что нестабильность приведет к тому, что жители Грузии разочаруются в прозападных партиях, вырастет популярность пророссийских сил. Кроме того, страны Запада хотели продемонстрировать свои дипломатические возможности, готовность решать сложные конфликты.
Под руководством ЕС и США состоялось несколько раундов переговоров. Сначала диалог не приносил результатов. Сговорчивее оппоненты стали после того, как Брюссель пригрозил применить санкции и сократить финансирование. После этого «Грузинская мечта» и оппозиция одобрили соглашение, текст которого предложил глава Евросовета Шарль Мишель. Документ предусматривал, в частности, освобождение Ники Мелии. Власти также обязались провести реформу суда и Генеральной прокуратуры. Важным также стало согласование избирательной реформы. Если на предстоящих в октябре текущего года выборах в местные органы власти правящая партия наберет менее 43%, то в 2022 году пройдут досрочные парламентские выборы.
После подписания соглашения часть грузинской оппозиции вернулась в парламент. При этом ЕНД продолжало бойкот. Более того, активисты партии продолжали протестовать в палаточном городке у здания парламента. Оппозиционеров, вернувшихся в законодательное собрание, они называли рабами Иванишвили и грозили местью.
Отношение ЕНД к происходящему изменилось, когда 10 мая Ники Мелия вышел на свободу. Сам он отказывался платить за себя залог, называя его «данью Владимиру Путину». Поэтому деньги — 40 тыс. лари (около €10 тыс.) — за него внесла влиятельная НКО «Европейский фонд для демократии» (European Endowment for Democracy). После этого основатель ЕНД Михаил Саакашвили, живущий в Киеве, призвал однопартийцев прекратить бойкот парламента, чтобы не потерять международную поддержку. Бывший президент Грузии отмечал, что после освобождения Мелии «начинается новый этап борьбы за свободу грузинского народа».
Кроют патом
Эксперты говорят, что политический кризис в Грузии не закончился. «Оппозиция делает ставку на местные выборы. Рассчитывают, что «Грузинская мечта» наберет меньше 43% и будут объявлены досрочные парламентские выборы. Шансы на это есть — за голосованием в октябре будут пристально следить европейцы и американцы, а значит, возможностей для фальсификаций окажется меньше», — говорит «Известиям» замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Он добавляет, что в случае победы «Грузинской мечты» кризис может обостриться, а оппозиция может снова объявить бойкот.
По словам Евсеева, в Грузии сложилась патовая ситуация. «Популярность «Грузинской мечты» постепенно снижается. Кроме того, партия показала, что поддается давлению, готова постепенно сдавать позиции. Хотя сохраняются и некоторые твердые убеждения. Например, ни под каким предлогом партия не соглашается на возвращение в страну Саакашвили. С другой стороны, оппозиция не готова побеждать. Устойчивый электорат ЕНД составляет 20–25%. Они могут создавать проблемы действующей власти, но не готовы перехватить власть», — рассуждает собеседник.
Заместитель директора Института востоковедения РАН Александр Скаков отмечает, что в грузинском обществе велик протестный потенциал. «За последнее время мы видели многотысячные митинги против строительства ГЭС, забастовки на заводах «Боржоми». Прямого влияния эти акции на политическую ситуацию не оказывают, но служат источником дополнительного вдохновения оппозиции», — отмечает эксперт. Он добавляет, что ЕНД вряд ли будет спокойно работать в парламенте. «Партия делает все, чтобы постоянно напоминать о себе. Думаю, скоро подвернется какой-нибудь новый повод и оппозиция снова объявит о бойкоте и митингах», — прогнозирует Скаков.
Известия. 02.06.2021