Российский ВВП попал в демографическую яму

Ольга Соловьева


Старение и вымирание российского населения остается главной экономической и демографической проблемой современной России. От нехватки рабочих рук страдают целые сектора российской экономики – от строительства и общепита до ретейла и логистики. Масштабы демографических проблем РФ пытались оценить экономисты Высшей школы экономики (ВШЭ) во вторник.

Общая численность российского населения продолжает сокращаться. По итогам первого квартала численность населения РФ сократилась более чем на 190 тыс. человек. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года численность сократилась на 78 тыс. человек, отмечал Росстат. Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения в этом году всего на 22,1%, рассказывают в ведомстве Павла Малкова.

Численность трудоспособного населения в РФ оценивается на уровне 82 млн человек. При этом еще 10 лет назад она составляла 88 млн. Сокращение численности трудоспособного населения – серьезная забота чиновников. «Мы видим, что примерно с 2013–2015 годов в российской экономике началось довольно резкое снижение численности трудоспособного населения, которое продлится до второй половины 2020-х годов», – рассказывал помощник президента Максим Орешкин, подчеркивая, что это стало одним из серьезных факторов сдерживания темпов экономического роста.

Что примечательно, при сокращающемся трудоспособном населении численность рабочей силы, то есть тех, кто работает или хочет работать, в стране растет. Так, по итогам первого квартала ее численность составила 75 млн человек, тогда как годом ранее – 74,8 млн. В апреле – 75,1 млн. При этом численность занятых в экономике по итогам второго месяца весны составила 71,4 млн, что на 1,4% выше, чем годом ранее. Уровень безработицы в апреле составил уже 5,2%, снижаясь шестой месяц подряд. Текущие значения уже ниже прошлогодних значений. В апреле 2020-го уровень безработицы в РФ оценивался в 5,8%.

При этом потребность в работниках также увеличивается. Как сообщает Росстат, потребность компаний в работниках, заявленная через службы занятости в апреле, составила почти 2 млн человек против 1,8 млн месяцем ранее и 1,3 млн годом ранее.

Приток трудовых мигрантов не способен удовлетворить спрос предприятий на новых работников. По данным Росстата, по итогам первого квартала только около 48 тыс. иностранных граждан имели действующее разрешение на работу в РФ. Патент на осуществление трудовой деятельности за тот же период имели свыше 889 тыс. мигрантов.

По подсчетам экспертов Института Гайдара, всего за прошлый год из-за закрытых границ и кризиса в РФ не доехали 3 млн гастарбайтеров. В МВД сообщали, что на конец 2020 года трудовую деятельность в России осуществляли почти 1,8 млн иностранных граждан. В прошлом году их было почти на полмиллиона больше.

При этом почти четверть от всех прибывших в Россию мигрантов была занята в строительстве. И в том числе из-за дефицита рабочих оплата труда строителей выросла более чем на треть, что стало одной из причин подорожания новостроек.

Стройка, впрочем, не единственный сектор, где наблюдается нехватка кадров. Так, в сервисе по поиску работы HeadHunter ранее сообщали, что высокую потребность в рабочих руках сегодня испытывает туризм, а также сфера гостеприимства и общественного питания. «В них на одну вакансию приходится всего два соискателя. В остальных профобластях уровень конкуренции находится на уровне и превышает пять человек на место», – рассказывали в сервисе.

Российские отельеры и рестораторы в преддверии летнего сезона столкнулись с серьезной нехваткой персонала, говорилось в исследовании сервиса «Зарплата.ру». По сравнению с допандемийными показателями количество вакансий в этой сфере выросло в три раза, сообщали они.

По итогам 2020 года численность занятых в России сократилась на 1,65 млн человек, до 70,77 млн, подсчитали в компании FinExpertiza. Из них 1 млн – это работники до 30 лет. Сокращение числа молодых работников оказалось рекордным как минимум за последние 12 лет, рассказывают исследователи.

Такая тенденция объясняется прежде всего долгосрочными демографическими факторами. «Численность и доля молодых работников в структуре занятого населения постепенно сокращались и до пандемии. Последние четыре года убыль молодых работников не была меньше полумиллиона человек в год. В 2019 году численность занятых в возрасте 15–29 лет сократилась на 849,1 тыс. человек, в 2018 году – на 839 тыс., в 2017 году – на 512,7 тыс., в 2016 году – на 789 тыс.», – сообщают исследователи.

Коронакризис дополнительно усилил этот негативный тренд и лишил работы тысячи молодых людей, занятых в сфере услуг, малом бизнесе и других сегментах. «И если до пандемии недостаток молодой рабочей силы отчасти компенсировался притоком трудовых мигрантов, то локдаун и закрытие границ, наоборот, привели к оттоку иностранных рабочих, обострив проблему нехватки молодых трудоспособных россиян», – подчеркивают эксперты. Они уверены, что в России будет продолжаться сокращение доли молодых работников.

Нехватка кадров наблюдается сегодня во множестве секторов экономики, признают эксперты «НГ». «IT, рабочие специальности, особенно во вредных и опасных условиях труда, медицина, особенно средний персонал, сфера образования, сфера услуг», – перечисляет член генерального совета «Деловой России» Алексей Долматов. Он дефицит специалистов связывает с депопуляцией населения. «Сокращение численности населения, уменьшение численности молодежи и рост доли пожилых людей в структуре населения», – говорит он.

Строительная отрасль, склады и логистика, ретейл, IT, здравоохранение, фармацевтика, производство испытывают сегодня наибольший дефицит кадров, добавляет директор по маркетингу Kelly Services Жанна Волкова. «Мы наблюдаем дефицит синих воротничков в сфере ретейла и в складской логистике. Востребованы курьеры, комплектовщики, сборщики заказов, мерчандайзеры. Кроме того, ощущается нехватка синих воротничков на производствах, в строительстве и в сельском хозяйстве», – рассказывает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел.

Он также указывает на тот факт, что все больше синих воротничков отказываются от физического труда и ищут работу в интернете.

Еще один фактор – это цифровизация экономики. «Во всех отраслях нужны сотрудники с новыми digital-компетенциями. Как и в прошлые годы, востребованы разработчики», – уточняет он.

Но демографическая яма и сокращение трудоспособного населения − первая причина дефицита кадров, подчеркивает Волкова. «Демографический провал видно в научно-исследовательской среде, где спрос на новые кадры колоссальный. Сектор машиностроения и приборостроения также испытывает необходимость в свежих кадрах, как и сегмент образования. Там, где необходимы академические знания и современный подход, присутствуют провалы в кадрах», – говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Другое дело, продолжает Волкова, что людей все сложнее заманить на непривлекательные условия с низкими зарплатами. «Например, те же мигранты предпочитают идти не на стройку, а в доставку. Где работа менее тяжелая, а деньги практически те же. Тяжело стало привлекать людей и на производство», – рассказывает она.

Российская специфика заключается также и в обесценивании квалифицированного рабочего труда, когда взамен ему предпочтение отдается менее квалифицированным кадрам, говорит ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев. «Страдают сферы, где нужна хорошая квалификация кадров, а оплата низкая. К примеру, пандемия с закрытием границ показала высокий спрос на рабочую силу в сфере строительства. Это рабочая сила не высшей квалификации, а как минимум средней. Фактически в России сейчас наблюдается проблема с рабочей силой средней квалификации», – считает он.

Независимая газета. 08.06.2021

Читайте также: