Минск идет на эскалацию отношений с ЕС и ООН
Антон Ходасевич
Министры иностранных дел ЕС утвердили индивидуальные санкции в отношении 86 представителей белорусской власти, бизнеса и компаний. Власть Белоруссии намерений отступать от политики эскалации не продемонстрировала и прекратила работу советника ООН по правам человека в Минске. В ближайшие дни ожидается принятие секторальных санкций.
В понедельник в Люксембурге состоялся Совет министров иностранных дел ЕС. В нем участвовала лидер белорусских демократических сил Светлана Тихановская. «Она призвала действовать решительно и сохранять единство по вопросу Беларуси. Она показала пулю, которую достали из легкого одного из активистов, проходящего реабилитацию в Чехии по программе MEDEVAC, и призвала расширить помощь пострадавшим, семьям репрессированных и СМИ», – говорится в сообщении ее пресс-службы.
После речи Тихановской министры 15 стран задавали ей вопросы про санкции, ситуацию внутри режима и Всеобъемлющий план экономической помощи Белоруссии. Светлана Тихановская отметила, что белорусский кризис все еще может разрешиться мирно, если воздействовать на режим слаженно и совместными усилиями.
Как и прогнозировалось накануне, министры иностранных дел утвердили персональные санкции в отношении 78 человек и 8 предприятий. Сразу после утверждения списки были обнародованы. Решение вступит в силу после того, как будет опубликовано в официальном журнале ЕС. В санкционном списке – 14 представителей судебной системы, имеющих отношение к вынесению жестких политически мотивированных приговоров, а также глава СК Дмитрий Гора, заместители генерального прокурора Алексей Стук и Геннадий Дыско, четыре депутата парламента, три из которых отвечали за разработки законов, ужесточающих наказание за акции протеста, и глава ЛДПБ Олег Гайдукевич, публично поддерживающий действия власти. Также в списке четыре пропагандиста, оправдывающие репрессии и скрывающие реальную информацию; три ректора вузов и один проректор; начальники тюрем и изоляторов временного содержания, главы районных УВД Минска; следователи; замминистра МВД, бывший глава управления по борьбе с организованной преступностью Николай Карпенков; начальник столичного ГУВД Михаил Гриб. Кроме того, в списке семь человек, которые имеют отношение к принудительной посадке самолета компании Ryanair: министр обороны Виктор Хренин, командующий ВВС Игорь Голубь, начальник Генштаба и первый заместитель командующего ВВС Андрей Гурцевич, генеральный директор «Белаэронавигации» Леонид Чуро, министр транспорта Алексей Авраменко и глава департамента авиации Артем Сикорский. Всем им запрещен въезд в ЕС, а их активы в случае обнаружения там будут заблокированы.
Как отмечали ранее эксперты, запрет на въезд для чиновников – это не самые ощутимые санкции, так как они все равно никуда не ездят. Особенно сейчас, когда еще действуют ковидные ограничения и прямое авиасообщение с Белоруссией прекращено.
Гораздо более интересны фамилии бизнесменов, попавших в санкционный список. Их восемь. Это средний сын Александра Лукашенко Дмитрий и его жена Лилия, генеральный директор компании «МАЗ» Валерий Иванкович (несет ответственность за аресты и увольнения рабочих), собственник компании Synesis Александр Шатров (компания поставляла властям оборудование, которое позволяет распознавать лица на видеозаписях), собственник компании BELGLOBALSTART и приближенный к Лукашенко Сергей Тетерин, совладелец логистической компании Bremino Group Алексей Олексин, имеющий также активы в нефтяной и табачной сферах, энергетике, недвижимости, совладелец Bremino Group і Sohra Group Александр Зайцев и российский бизнесмен, друг Лукашенко Михаил Гуцериев. Компании, которые попадают под санкции: «МАЗ», «БелАЗ», «Белаэронавигация», Bremino Group, «Новая нефтяная компания», Globalcustom и Logex, а также Sohra.
В списке оказались те компании, которые и назывались накануне, «НГ» писала о них в номере за 21 июня. Пять из них (кроме государственных «МАЗ», «БелАЗ», «Белаэронавигация») – это так называемый придворный бизнес или, как их еще называют, «кошельки Лукашенко». Санкции в отношении них не повлияют на национальную экономику, поскольку это частные компании. Публичных данных об их деятельности нет, но именно с ними связывают различные контрабандные схемы поставок подсанкционной продукции в Россию. По мнению некоторых экономических экспертов, приостановка их деятельности способна «очистить» экономику.
Что касается компаний «МАЗ» и «БелАЗ», то их экспорт не достигает 1 млрд долл. К тому же его основная часть идет не в страны ЕС. БелАЗы поставляются в Польшу, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Сербию. Всего в страны дальнего зарубежья, то есть за пределы СНГ поставляется около 35% продукции; в начале года предприятие делилось планами заработать на экспорте 482 млн долл. Не является европейский рынок основным и для МАЗа, хотя белорусские грузовики поставляются в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу, основным для белорусских грузовиков остается российский рынок (более 80% экспорта). На втором месте – Украина (более 10%).
Комментируя последствия уже принятых санкций, эксперты говорят об усилении и без того сильной зависимости от России. Удар по белорусской экономике могут нанести лишь секторальные санкции, которые ЕС планирует принять уже на этой неделе во время заседания Совета ЕС, которое пройдет 24–25 июня. Планируются ограничения в калийной, нефтяной и финансовой сферах. По расчетам экспертов, они могут затронуть до 4% белорусского экспорта, который по итогам прошлого года составил 29 млрд долл.
Власти Белоруссии никаких намерений снизить накал отношений не демонстрируют. Более того, в понедельник стало известно, что по требованию властей прекращена работа советника ООН по правам человека в Минске. Об этом сообщила верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, выступая 21 июня на открытии 47-й сессии ООН по правам человека в Женеве. В отношениях Белоруссии и ЕС достигнут максимальный уровень эскалации за всю современную историю, констатируют аналитики.
Независимая газета. 21.06.2021