Лукашенко отвечает на санкции репрессиями
Антон Ходасевич
Санкции США касаются нефтехимических компаний Белоруссии. Европа составляет «список Протасевича» для авиационных властей и экстренно готовит четвертый пакет санкций. Угроза потери доходов и экономического кризиса не останавливает Александра Лукашенко от репрессий.
В четверг вступают в действие санкции США против девяти белорусских предприятий нефтехимической отрасли: «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим», «Белнефтехим США», «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк Стекловолокно». Решение о возобновлении действия этих санкций было принято еще в средине апреля. Американским компаниям и гражданам было дано 45 дней на то, чтобы прекратить отношения с теми, кто попал под санкции.
Формально речь идет о запрете на сотрудничество именно для американских граждан и компаний, но фактически попавшие под санкции белорусские предприятия становятся токсичными для всего мирового бизнеса, и сотрудничество с ними закрывает возможность работы на международном рынке. Как сообщалось, эта угроза обеспокоила даже российских поставщиков, которые прекратили поставки на «Нафтан» (см. «НГ» за 02.06.21). Согласно статистике, «Нафтан» в прошлом году получил более 2,5 млрд долл. выручки, более 70% его продукции экспортируется. Его остановка существенно ускорит падение белорусской экономики, утверждают белорусские экономические аналитики. Не такими мощными, но тоже ощутимыми могут быть санкции по другим предприятиям.
Европа, возмущенная принудительной посадкой в Минске самолета ирландской компании Ryanair, осознала опасность белорусского режима для всего региона и готовит сразу несколько пакетов санкций. Первый из них является оперативной реакцией на посадку самолета и коснется авиационных чиновников и государственной авиакомпании «Белавиа». Как пишет Reuters, ссылаясь на европейских дипломатов, под санкции попадут чиновники Минобороны, Минтранса, военнослужащие из руководства ВВС, представитель руководства минского аэропорта, а также чиновник из гражданской авиации. Будет официально закреплен фактически уже действующий на уровне ЕС запрет для «Белавиа» летать над Европой и садиться в европейских аэропортах. Уже сейчас для белорусской компании закрыт 21 аэропорт. Политолог Дмитрий Болкунец пишет в своем Telegram-канале, что США приостановили действие соглашений с Белоруссией на сервисное обслуживание авиатехники. «С учетом того что «Белавиа» летает на Boeing, это может быть чувствительно», – констатирует эксперт.
Выручка «Белавиа» даже за прошлый, неудачный из-за пандемии год превысила 200 млн долл. От сокращения полетов над Белоруссией потери понесет и «Белаэронавигация», которая до пандемии зарабатывала около 70 млн долл. на диспетчерском обслуживании иностранных авиакомпаний. Пока непонятно, коснется ли запрет транспортных компаний. Выручка самой крупной из них («Трансавиаэкспорт») в 2020 году составила около 28 млн долл. Эксперты обращают внимание на то, что запрет полетов – это не только прямые финансовые потери авиационных компаний. В страну, до которой невозможно добраться самолетом, не пойдут инвестиции и не поедут туристы, и потери пойдут по цепочке от таксиста в аэропорту до гостиниц и магазинов сувениров.
Как сообщалось ранее, основной, четвертый пакет санкций может быть принят уже до конца июня. Такой прогноз давал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. По данным из разных источников, в нем будут экономические санкции против отраслей и компаний. В частности, таких чувствительных, как нефтяные и калийные. Не исключен запрет на выпуск белорусских государственных ценных бумаг в евро и размещение их на европейском рынке. Обсуждается даже остановка транзита газа из России в Европу через Белоруссию. Об этом, в частности, говорил глава МИД Германии Хайко Маас.
Если говорить только о прямых финансовых потерях, то четвертый пакет санкций, если он будет введен, может обойтись Белоруссии в 4 млрд долл. потерь. К тому же все экономические процессы имеют мультипликативный эффект.
Судя по заявлениям белорусских властей, они пока не верят в осуществимость всех угроз ЕС. «Я не думаю, что европейцы выстрелят себе в ногу, я не думаю, что они возьмутся за этот рычаг», – заявил Александр Лукашенко по поводу возможного запрета на транзит газа из России в Европу. «Это им тогда уже совсем дорого обойдется, здесь они тогда будут иметь дело не только и не столько с Беларусью, сколько с Россией», – предупредил он Европу.
Во всяком случае, никакого смягчения ситуации внутри страны, которого требуют страны, вводящие санкции, не наблюдается. Более того, поводы для репрессий становятся все более абсурдными, а реакция на давление – все более трагичной. Так, в среду Генеральная прокуратура сообщила, что возбуждено уголовное дело в отношении 34-летней минчанки за то, что она попросила съехать со съемной квартиры помощницу прокурора Алину Касъянчик. Она была гособвинителем на суде над двумя девушками-журналистками Катериной Андреевой и Дарьи Чульцовой. За прямой эфир с акции протеста они получили по два года колонии. Хозяйка квартиры не захотела сдавать свое жилье человеку, имевшему отношение к репрессиям, и теперь ее будут судить по ст. 190 УК РБ («нарушение равноправия граждан»). Максимальный срок – два года лишения свободы. Продолжаются задержания за красно-белые носки и шарфы – журналист tribuna_by Дмитрий Руто получил 15 суток за шарф такой расцветки, оставленный в машине.
Не все белорусы справляются с давлением. Участились случаи суицида. На прошлой неделе сбросился с крыши 17-летний Дмитрий Стаховский. Он был фигурантом уголовного дела из-за участия в акциях протеста. В своем прощальном посте в социальной сети он написал, что во всем виноват Следственный комитет, давление которого он уже не в состоянии выдерживать.
Во вторник белорусов поверг в шок поступок политзаключенного Степана Латыпова. Он совершил попытку самоубийства прямо во время суда. Мужчину судят сразу по нескольким статьям. Как гражданина – за создание дворового Telegram-чата, мастерской по изготовлению протестной символики и за сопротивление сотрудникам милиции при задержании, как предпринимателя – за мошенничество. Вину он не признал, во время заседания заявил, что ему обещали посадить в камеру пыток (пресс-хата на тюремном жаргоне) родственников и соседей, если он вину не признает, и после этого проткнул себе горло ручкой. Еще в среду вечером он был в больнице на ИВЛ, а утром уже оказался в СИЗО. О пытках холодом и нечеловеческими условиями содержания рассказывают все выходящие из тюрем.
В среду правозащитный центр «Весна» обнародовал доклад о ситуации с правами человека в мае. Там констатируется, что ситуация ухудшается. За месяц суды вынесли приговоры по 109 политически мотивированным уголовным делам, было задержано 332 человека. По состоянию на 1 июня официально признаны политзаключенными 454 человека, их количество увеличивается ежедневно. По данным Генпрокуратуры, с августа прошлого года передано в суды 667 уголовных дел по событиям, связанным с протестами, по ним проходят 944 человека.
Нет никаких оснований рассчитывать на улучшение ситуации внутри Белоруссии и в ее отношениях с Западом, констатируют эксперты. «В былые времена Лукашенко уже прекращал репрессии, по уму, уже пора бы и сейчас, но эта «заруба» уже так далеко зашла, что я не уверен, что сейчас это возможно вообще, так как теперь качественно иная ситуация», – сказал «НГ» политический обозреватель Александр Класковский. Такая же ситуация и в отношениях с коллективным Западом. «Конфликт, особенно после этой истории с посадкой самолета Ryanair, зашел настолько далеко, что пока не видно никаких просветов, пока идет эскалация конфликтогенов. Уже и белорусское руководство, и Запад – заложники этой инерции в отношениях. Лукашенко боится показаться слабым, поэтому демонстрирует несгибаемость, а Запад считает, что не отреагировать на то, что они расценили как акт воздушного терроризма, тоже невозможно, так как в этом случае все сочтут, что западные политики совсем уж бесхребетные. Инерция позиций набрала такую силу, что скорее всего в ближайшей перспективе будет дальнейшее обострение отношений», – полагает эксперт.
Независимая газета. 02.06.2021