Европа обещает Молдове «золотой дождь» за «правильное голосование»
Илья Киселев
Предвыборные технологии в Молдове могут служить материалом для многих исследований самого различного уровня – от школьных рефератов, посвященных деятельности различных интернет-троллей, промышляющих в социальных сетях, до серьезных научных работ по социологии и политологии на уровне научных диссертаций. Однако ни одно полное исследование в этой области никогда не сможет обойти такой щекотливый момент, как внешнее влияние на избирательные процессы в Молдове.
Досрочные выборы в парламент Молдовы, которые назначены на 11 июля, никак не могут являться исключением из этого правила. Это невозможно хотя бы потому, что они были уже сами по себе инспирированы внешним влиянием Дерека Хогана, который возглавляет дипломатическую миссию США в Кишиневе, абсолютно обоснованно называемую «главным посольством».
Победа на президентских выборах Майи Санду сама по себе не означала победы правых, прозападных сил в стране, поскольку правящая парламентская коалиция, основу которой составляла самая крупная фракция Партии социалистов, проводила политику, направленную на нормализацию и развитие отношений с Россией. Подобное развитие событий после десятилетнего пребывания у власти прозападных партий не входило в планы как американского посла, так и представителя ЕС в Кишиневе Петера Михалко. Путем раскачивания ситуации, несмотря на тяжелейшее экономическое положение страны и пандемию коронавируса, правым удалось добиться отставки правительства. Ну а затем в дело вступила Майя Санду, которая не без помощи Конституционного суда, одобрившего несколько достаточно сомнительных указов президента, распустила парламент и назначила досрочные выборы на 11 июля.
Каковы же предвыборные расклады и что «светит» участникам избирательной гонки на этих выборах?
Опросы проводят различные социологические компании, симпатизирующие как левым, так и правым политическим партиям. Однако только единичные опросы можно назвать достоверными. Так, например, опрос, который проводило НПО Watchdog.md и который предсказывал безоговорочную победу PAS с возможностью единоличного формирования правительства, раскритиковали даже румынские социологи.
Согласно последним данным опроса Vox Populi – май – июнь 2021, который проводился на прошлой неделе, проходной барьер в парламент (5% для партий и 7% для избирательных блоков) преодолели бы две политические партии. Это пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS) – 36,5% и партия «Шор» с результатом 7,3%. Кроме того, несомненно, проходит Блок коммунистов и социалистов – 36,1%.
Также реальные шансы на попадание в парламент имеет блок «Ренато Усатый», несмотря на то что по данному опросу за него высказались только 4,8% респондентов. Некоторые аналитики считают, что в парламент попадет и партия ", которая ранее была партнером PAS по избирательному блоку ACUM на выборах 2019 года. На данный момент рейтинг «Платформы DA» составляет 4,4%.
В соответствии с этими результатами PAS и левый блок могут получить по 40–42 депутатских мандата, партия «Шор» – 10 или 11 мест в парламенте. Всего в парламенте Молдовы 101 депутат.
Опрос показал, за кого проголосует избиратель, если бы выборы состоялись в прошедшее воскресенье. Пока со своими электоральными предпочтениями не определились 15,7% опрошенных граждан Молдовы, не собираются голосовать 9,2%.
Справедливости ради, необходимо заметить, что опрос не учитывает как порядка 40-50 тысяч голосов граждан Молдовы, проживающих в Приднестровье, так и около 200 тысяч голосов европейской диаспоры, на которую возлагают особые надежды представители PAS.
Возникает, в общем-то, парадоксальная ситуация: решающее слово в выборе власти может сказать та часть ее граждан, которая не просто проживает многие годы вне своей страны, но и более того – не собирается, в принципе, возвращаться. Пожалуй, это действительно уникальная ситуация, когда внешнее управление Молдовой через аккредитованных в Кишиневе послов дополняется еще одной внешней составляющей – диаспорой, которая решает, кто будет управлять теми гражданами Молдовы, которые остались дома и, образно выражаясь, изо всех сил поддерживают угасающий огонек молдавской государственности.
При этом правые партии всячески продвигают увеличение числа участков для голосования в Европе и сокращение числа избирательных участков для жителей Приднестровья. Поначалу планировалось открытие более чем 190 пунктов для голосования в Европе. Однако ЦИК Молдовы принял решение ограничить это количество 139 участками. Это решение вызвало бурю протестов правых и унионистских партий, и ЦИК поднял планку до 146 участков. Однако и это не удовлетворило проевропейцев и вызвало целый ряд судебных исков против такого решения Центральной избирательной комиссии.
В то же время Служба информации и безопасности, подчиняющаяся М. Санду, выпустила предупреждение об опасности фальсификации результатов голосования на трех участках, которые планировалось открыть на левом берегу Днестра, в районах, находящихся под контролем Кишинева. Под этим давлением ЦИК отказалась от этих планов и уменьшила число участков для приднестровцев.
В то же время и на правом берегу идет настоящая электоральная война, в которой предпринимаются всевозможные попытки любыми способами привлечь на свою сторону электорат. Что примечательно: заигрывание с русскоязычными избирателями идет со стороны PAS. При этом используются любые способы – и привлечение в списки русскоязычных граждан, что, кстати, вызывает открытое недовольство националистов, которых в PAS подавляющее большинство. В минувшее воскресенье Санду даже посетила спектакль по пьесе Горького «Мещане» в русском театре им. Чехова, чтобы продемонстрировать свою лояльность русскоязычным. Правда, президенту напомнили, что в тот же день утром она произнесла русофобскую речь по поводу очередной годовщины депортаций 1949 года.
Правда, главным аргументом в предвыборных баталиях, так сказать, «тяжелой артиллерией» в пользу проевропейского выбора, продолжают оставаться «старые добрые» обещания различных материальных благ в стиле «Запад нам поможет!».
Поскольку Молдове еще в 2018 году четко и однозначно дали понять, что в обозримом будущем она не сможет претендовать даже на статус кандидата на вступление в ЕС, в ход идут обещания различных материальных благ и денег – кредитов и грантов от ЕС.
Так, в начале июня Молдову посетила Катерина Матернова, заместитель генерального директора по политике соседства и переговорам о расширении Евросоюза. Ее встреча с М.Санду и устроенная по этому поводу пресс-конференция широко освещались СМИ, поддерживающими президента и правые партии с целью донести один единственный месседж: если Молдова проголосует «правильно», то страна может рассчитывать на макрофинансовую помощь от ЕС в размере 600 миллионов евро. «Эти деньги представляют собой комбинацию инструментов, значительная часть которых – пожертвования, деньги, которые не подлежат возмещению, некоторые из них представляют собой ссуды на совсем других условиях, тех, которые мы видели в прошлом», – отметила Майя Санду.
Президент конкретизировала выделяемые суммы: «Из 600 миллионов 220 миллионов предназначены для правильного управления государственными финансами, второй уровень связан с поддержкой малого бизнеса и проектов в наших общинах – 100 миллионов евро, третий компонент предусматривает инвестиции в инфраструктуру – 230 миллионов евро, 4-я поддержка образования запланирована 25 миллионов евро, а 5-я ступень, связанная с реформой правосудия, – 25 миллионов евро». Однако, по словам К.Матерновой, выделение этой помощи обусловлено строгим выполнением графика реформ, согласованного Санду во время ее визита в Брюссель в начале этого года.
Тут необходимо отметить, что даже выполнение всех условий, которые ставит ЕС перед Молдовой, отнюдь не означает получение этой помощи. В качестве примера, ставшего уже классикой в Молдове, можно привести историю с макрофинансовой помощью от Румынии на сумму 100 миллионов евро, которая была обещана Молдове еще в 2010 году. Позже, в 2015 году намерение выделить эти деньги было подтверждено еще раз, но закончилась эта интересная сказка только в марте этого года. По итогам Молдова получила от Румынии чуть меньше 40 миллионов евро. При этом реальные вливания Запада в сеть многочисленных НПО, опутавших практически все государственные органы, за последние 10 лет приближаются к миллиарду долларов.
Больше всего обещанная денежная помощь, предоставляемая Западом Молдове, напоминает пучок травы, которую Тиль Уленшпигель держал на удочке перед носом ослика, на котором он восседал и успешно путешествовал. И этим «пучком» Запад продолжает успешно манипулировать и использовать для поддержки проевропейских политических сил в периоды различных избирательных кампаний. На сегодняшний день здоровым политическим силам страны необходимо найти эффективную альтернативу этому популизму. Во многом от этого зависит само будущее Республики Молдова.
Ритм Евразии. 22.06.2021