Европа не стала торговаться с Лукашенко
Антон Ходасевич
Послы ЕС согласовали экономические санкции в отношении Белоруссии, и они могут быть введены уже до конца недели. Одновременно с этим стало известно, что продлены сроки содержания под стражей журналистам. Торг политзаключенными, о котором говорили накануне, пока не состоялся.
О том, что секторальные экономические санкции уже одобрили послы ЕС и они могут быть введены уже до конца недели, сообщил брюссельский корреспондент Радио «Свобода» Рикард Йозвяк у себя в Twitter в среду. По его данным, официально перечень секторов, подпавших под санкции, может быть опубликован уже в четверг к вечеру. Ранее сообщалось, что в списке может оказаться семь секторов. Назывались торговля калийными удобрениями, нефтепродуктами и табачными изделиями, а также финансовая сфера.
Накануне власти Белоруссии призывали ЕС одуматься и остановиться. Об этом говорил и Александр Лукашенко, выступая в Брестской крепости в связи с 80-й годовщиной начала Великой Отечественной войны. «Очнитесь, пока не поздно. Разберитесь вы с этими политиками, обезумевшими и потерявшими реальность. Посмотрите, какой красивый мир, и в этом мире мы всегда нормально жили, по-соседски, делили кусок хлеба, ездили друг к другу. Давайте остановимся у этой последней черты: завтра будет поздно», – призывал он. Кроме того, лидер белорусских демократических сил Светлана Тихановская говорила о том, что глава МИД Белоруссии Владимир Макей пытается уговорить Европу не принимать санкции и в обмен на это предлагал отпустить задержанных журналистов под домашний арест.
В среду стало известно, что журналистам, срок содержания под стражей которых заканчивался в эти дни, его продлили еще на два месяца. Под стражей таким образом остаются сотрудники «Пресс-клуба»: его основательница Юлия Слуцкая, программный директор Алла Шарко, директор Сергей Ольшевский и видеооператор Петр Слуцкий, а также сотрудничавшая с «Пресс-клубом» бывшая журналистка государственного телевидения Ксения Луцкина. Они находятся в СИЗО с 22 декабря 2020 года, их обвиняют в неуплате налогов. По информации родственников, никакие следственные действия с ними не проводятся, они просто сидят. Также до 27 августа продлен срок содержания под стражей основателю портала KYKY Александру Василевичу. Всего в белорусских тюрьмах более 20 журналистов и сотрудников СМИ, включая работников разгромленного властями информационного портала TUT.BY.
Таким образом, можно предположить, что торг политзаключенными не удался. По мнению экспертов, время для освобождения заключенных еще не пришло. «Репрессии продолжаются, каждый день новые суды, новые задержания, количество политзаключенных не уменьшается. И какой смысл выпускать одних и тут же сажать других?.. Поэтому пока я очень скептически отношусь ко всем разговорам о возможной амнистии», – заявил по этому поводу политолог Валерий Карбалевич.
Продолжение политики репрессий и эскалации констатируют и правозащитники. По состоянию на 23 июня граждан забирают из дома и на улице, происходят обыски и допросы, заводятся новые политически мотивированные уголовные дела, продолжается давление на политзаключенных. «Власти усиливают разные формы давления и репрессий на людей за их активную гражданскую позицию», – констатирует правозащитный центр «Весна». По его данным, только в среду было как минимум четыре новых задержания, заведены уголовные дела в отношении актера Театра драматургии Ильи Ясинского и переводчицы Ольги Калацкой. Он успел сбежать за границу, а она отбывает домашнюю «химию» (два года) за «хулиганство» – дала пощечину государственному пропагандисту. Теперь ее обвиняют еще и в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок.
Ежедневно продолжаются суды по политически мотивированным процессам. В частности, к завершению подходит судебное разбирательство по «делу Белгазпромбанка», которое длится уже пять месяцев. В суде уже начались прения сторон, и обвинение запросило для его экс-главы Виктора Бабарико 15 лет лишения свободы. Остальным фигурантам дела грозит от трех до шести лет заключения под стражу.
Все, кроме самого Бабарико, вину признали. Однако защита экс-банкира утверждает, что признание они сделали под давлением. В качестве доказательств приводятся записи и протоколы допросов обвиняемых, сделанные сразу после задержания и после пребывания в СИЗО, – если изначально люди характеризовали свои действия как бизнес-процессы, то затем увидели в них преступления. При этом ни один из обвиняемых, признавших вину, не сказал, что получение якобы незаконных дивидендов было обусловлено выполнением каких-то конкретных действий. Кроме того, есть информация об угрозах обвиняемым и их родственникам, если не будет признательных заявлений. В частности, больным отказывали в медицинской помощи. По словам Виктора Бабарико, ему во время допросов также давали понять, что дело связано с его намерением претендовать на пост президента.
«Пока Лукашенко у власти, Бабарико будет сидеть», – считает Валерий Карбалевич. «Потому что в этом случае бывший глава Белгазпромбанка сразу же становится реальным конкурентом Александра Лукашенко, его рейтинг сразу вырастает», – убежден эксперт. Напомним, что, по данным последнего опроса Chatham House, Виктор Бабарико, несмотря на пребывание в СИЗО, остается самым популярным в Белоруссии политиком.
Независимая газета. 23.04.2021