Украине понадобилась экстренная помощь НАТО
Татьяна Ивженко
На 13 апреля в Брюсселе запланировано внеочередное заседание комиссии Украина–НАТО, созванное по инициативе Киева. Заявляя о военной угрозе со стороны РФ, команда Зеленского взяла курс на скорейшее подписание Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО. В Москве предостерегают Киев от такого шага. Обсудить вопрос могли бы Владимир Путин и Владимир Зеленский, но их переговоры под большим вопросом.
Ранее спикер украинской делегации на Минских переговорах Алексей Арестович рассказал журналистам: «После 26 марта, когда погибли сразу четверо украинских военнослужащих и двое были ранены, президент Зеленский пытался провести консультации со всеми лидерами (Нормандского формата. – «НГ»), включая Путина… Путин отказал». Пресс-секретарь украинского президента Юлия Мендель подтвердила агентству «Интерфакс-Украина»: «Запрос на переговоры (направленный из Киева в Москву. – «НГ») поступил сразу после гибели четверых военнослужащих ВСУ, еще 26 марта… Мы пока не получили ответа и очень надеемся, что это не отказ от диалога».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, по информации РИА Новости: «За последние дни я никаких запросов (о переговорах президентов Украины и РФ. – «НГ») не видел». Песков отметил, что Путин не отказывается от разговора и что ему «всегда есть что сказать в том, что касается разрядки напряженности и предотвращения потенциальной войны». Продолжая тему, Песков сказал, что «Россия в целом считает важным заботиться об интересах русскоговорящих людей во всем мире. А что касается русскоязычных граждан, которые проживают в двух самопровозглашенных республиках (ДНР/ЛНР. – «НГ»), – особенно, потому что они отвергнуты собственным государством».
На прошлой неделе Песков сказал, что идея украинской власти о будущем членстве в НАТО противоречит воле жителей востока страны: «Говоря о вступлении в НАТО, никоим образом нельзя абстрагироваться от мнения людей. А если вы спросите мнение нескольких миллионов людей в самопровозглашенных республиках, то вы поймете, что членство в НАТО для этих людей является глубоко неприемлемым, неприемлемой перспективой». Комментируя слова Владимира Зеленского о том, что членство Украины в НАТО – это путь к завершению войны в Донбассе, Песков сказал: «Глубоко сомневаемся в том, что это поможет как-то Украине справиться со своей внутренней проблемой. С нашей точки зрения, это еще более усугубит ситуацию».
На поверхности противоречий лежит разное видение украинской и российской властью причин конфликта в Донбассе. В Киеве исходят из того, что война стала следствием «российской агрессии». В Москве же не признают своей причастности к ситуации и говорят о внутренних причинах конфликта. Но глубинной причиной противостояния многие украинские эксперты считают как раз вопрос о членстве Украины в НАТО. Российская сторона всегда последовательно возражала против такой перспективы, означающей расширение НАТО вплотную до границ РФ.
В Киеве популярен тезис о том, что крымские события и война в Донбассе начались в тот момент, когда еще действовала принятая в период президентства Виктора Януковича конституционная норма о внеблоковом статусе Украины. То есть нейтральный статус не стал гарантией безопасности для страны. Под конец президентского правления Петра Порошенко в Конституцию были внесены изменения, закрепившие внешнеполитический курс на членство в ЕС и в НАТО. И только в июне 2020 года Украина получила статус партнера альянса с расширенными возможностями, который усиливает оперативную совместимость войск, но сам по себе не означает перспективы членства.
С начала текущего года Киев активизировал обсуждение вопроса о полноправном членстве. Первый замминистра иностранных дел Эмине Джапарова заявила, что Украина может стать членом альянса до 2030 года. Министр обороны Украины Андрей Таран считает, что ПДЧ может быть подписан в этом году.
Премьер-министр Денис Шмыгаль после февральских переговоров с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом заявил в Брюсселе: «На сегодняшний день, конечно, нашей краткосрочной целью является получение Плана действий по членству. Мы хотим не отставать от Грузии и в идеале получить вместе с Грузией ПДЧ». Шмыгаль отметил, что за последние годы Украина значительно продвинулась в реформах, необходимых для достижения критериев членства: «Мы приняли целый ряд законопроектов, мы продолжаем реформировать наши Вооруженные силы, мы продолжаем переход на стандарты НАТО, мы проводим совместные учения, мы принимаем участие вместе с НАТО в совместных международных операциях, и у нас действительно очень много сегодня есть наработок, которые дают нам надежду на быстрое выполнение нашего домашнего задания».
По словам главы украинского правительства, основное внимание уделяется сектору безопасности и обороны. На этой неделе Шмыгаль сообщил, что Украина создает национальную систему перехода на стандарты НАТО, которая «даст возможность ускорить путь к членству в альянсе». Он отметил, что Киев уже ввел около 300 стандартов НАТО. Столтенберг акцентировал внимание на другом: членам альянса важно убедиться, что Украина «имеет демократический политический контроль над структурами в сфере обороны, над вооруженными силами, продолжает борьбу с коррупцией и укрепление демократических институтов».
О схожем наборе требований заявил на прошлой неделе в Киеве глава Военного комитета НАТО Стюарт Пич: «Мы приветствуем усилия Украины по осуществлению больших реформ. Этот импульс необходимо сохранить, чтобы консолидировать демократические институты Украины, укрепить верховенство закона, бороться с коррупцией и продолжить реформирование сектора безопасности и обороны. Эти реформы необходимы для сближения Украины с ее евро-атлантическими партнерами».
Украинское руководство пытается убедить западных лидеров в том, что сближение с НАТО жизненно необходимо для страны. Владимир Зеленский на днях в разговоре с премьер-министром Канады Джастином Трюдо призвал внести в повестку дня вопрос о подписании ПДЧ. Латвия и Литва сразу же заявили, что готовы инициировать обсуждение этого вопроса на июньском саммите НАТО. После этого идея украинской стороны была закреплена в совместной декларации по итогам заседания украинско-турецкого Стратегического совета высокого уровня. В документе, подписи под которым поставили Владимир Зеленский и Реджеп Тайип Эрдоган, 14 и 15-м пунктами значится обязательство Турции «выразить поддержку перспективе членства Украины в НАТО, в частности поддержку ее намерений получить в ближайшее время План действий относительно членства», а также «подтвердить поддержку регионального сотрудничества в Черноморском регионе с целью обеспечения стабильности и безопасности в рамках двусторонних и многосторонних механизмов, включая НАТО».
Во вторник разговор продолжится в рамках заседания комиссии Украина–НАТО, в котором примет участие глава МИДа Дмитрий Кулеба. Официально сообщалось, что Киев инициировал заседание в рамках Хартии об особом партнерстве, в которой сказано о возможности применения специального консультативного механизма в кризисные моменты. Речь пойдет о «действенных путях поддержки Североатлантическим альянсом суверенитета и территориальной целостности Украины». Западные партнеры Украины уже заявили об озабоченности из-за «концентрации российских войск возле украинских границ». Заявление о том, что Зеленскому не удается связаться с Путиным, видимо, не случайно озвучено накануне заседания. Эксперт Национального института стратегических исследований Валерий Кравченко сказал DW, что Россия может «использовать Донбасс как сдерживающий фактор движения Украины в НАТО». Но украинский вектор не изменится.
Независимая газета. 12.04.2021