У Александра Лукашенко борьба не дура

Марина Коваленко


В Белоруссии ужесточают правила проведения массовых акций, а также закон о противодействии экстремизму. Одна из мер — запрет освещать в СМИ несанкционированные митинги. Оппозиция, которая обещает давить на власть внутренними и внешними силами, уверена: эти шаги «легализуют репрессии и нарушают права человека». У белорусского лидера Александра Лукашенко другой ориентир: он ставит на Владимира Путина, который публично вступился за коллегу, а 22 апреля примет его в Москве, чтобы обсудить планы на общее будущее.

Зачищают

Совет республики Национального собрания Белоруссии — верхняя палата парламента — одобрил 21 апреля поправки к закону «О массовых мероприятиях». Чтобы провести акцию, теперь недостаточно уведомления. «В обязательном порядке должен быть разрешительный принцип»,— сказал глава МВД Белоруссии Иван Кубраков, представляя законопроект. Он не скрывал: поправки — эхо прошлогодних протестов, когда «отдельные граждане, а именно деструктивно настроенные силы, использовали эту норму для сбора граждан».

Глава МВД утверждает, что новшества учитывают международный опыт, в том числе российский.

После того как закон подпишет президент, местная власть получит право решать, где проводить акции, а СМИ будет запрещено освещать несанкционированные митинги.

Нововведения также запрещают вести трансляции с таких акций, чтобы не допускать их популяризации или пропаганды. Еще один нюанс: журналистов будут приравнивать к участникам массовых мероприятий.

Верхняя палата парламента также одобрила поправки к закону «О борьбе с экстремизмом». В первом чтении законопроект был принят в начале апреля. «В настоящее время уголовно наказуемо лишь создание либо руководство экстремистским формированием. Предлагается установить ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном и международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности госорганов в публичных выступлениях, в том числе в СМИ и сети Интернет»,— пояснил тогда генпрокурор Андрей Швед.

Проект закона также предполагает рассмотрение дел в судах в отношении организаций «с признаками экстремизма» по ускоренной процедуре, понятия «экстремизм» и «экстремистские материалы» будут расширены.

Последние будут включать в себя в том числе символику и атрибутику, предназначенную для экстремистской деятельности.

С экстремизмом в Белоруссии в последнее время борются не покладая рук: в конце марта Следственный комитет (СК) сообщил, что расследует более 700 уголовных дел, касающихся экстремизма. В Гомеле во вторник суд признал экстремистским оппозиционный Telegram-канал «Беларусь головного мозга». В областном управлении МВД пояснили, что авторы канала «регулярно призывали к массовым беспорядкам, уличным протестам, хулиганствам, радикализации, вандализму».

Несколько недель назад СК инициировал признание редакции главного оппозиционного Telegram-канала NEXTA иностранной экстремистской организацией. В марте суд в Минске также признал экстремистской книгу «Белорусский Донбасс» авторства журналистов польского телеканала «Белсат» Катерины Андреевой и ее мужа Игоря Ильяша. Первая в феврале была приговорена к двум годам колонии общего режима по делу об «организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них».

Осуждают

Белорусский оппозиционер Павел Латушко, комментируя в беседе с “Ъ” законодательные изменения и ситуацию в стране, заявил, что президент Лукашенко «захватил власть и удерживает ее силой». «Сейчас он принимает законы, которые, по сути, легализуют репрессии и нарушения прав человека. Но де-факто все это происходит и сейчас: убийства, насилие, задержания, обыски. Лукашенко уже диктатор»,— отметил он. И выразил уверенность, что «только наращиванием внутреннего и внешнего давления» оппозиция сможет «добиться своего».

Тема Белоруссии и дело госпожи Андреевой в среду обсуждались в Страсбурге в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

«Ее приговорили к двум годам заключения. Знаете за что? За стрим с протестной акции,— возмущался украинский депутат Алексей Гончаренко.— Почему это возможно? Потому что Лукашенко сейчас опирается на два столпа — на насилие и подавление несогласных силами правоохранительных органов, они его частная армия. Второй столп — это Путин».

Депутат, состоящий в партии экс-президента Украины Петра Порошенко «Европейская солидарность», заключил: Совет Европы должен разработать «дорожную карту», чтобы сделать Белоруссию свободной.

ПАСЕ одобрила две резолюции по Белоруссии. В первой призыв к властям начать диалог с оппозицией, «без промедления» освободить всех политзаключенных, «немедленно прекратить все пытки» и провести новые выборы.

Вторая резолюция рекомендует властям провести избирательную реформу. Это следует сделать с учетом рекомендаций ОБСЕ и Венецианской комиссии. Кроме того, предлагается включить в состав ЦИКа представителей разных политических сил, создать доступный для всех список избирателей. При этом президентские выборы, состоявшиеся в августе 2020 года, в ПАСЕ подвергли критике: «Прошедшие в Белоруссии выборы никогда не соответствовали международным стандартам свободы и справедливости».

Защищают

Пока в Совете Европы возмущались нарушением прав человека, в России негодовали из-за того, что на Западе не обратили внимания на попытку «госпереворота» в Белоруссии и организацию покушения на Александра Лукашенко.

«Характерно, что даже такие вопиющие действия не находят осуждения так называемого коллективного Запада. Никто этого просто как бы и не замечает, все делают вид, что вообще ничего не происходит»,— заявил в среду Владимир Путин, оглашая послание Федеральному собранию.

Можно как угодно относиться к политике Александра Лукашенко, продолжил он, но «практика организации госпереворотов, планов политических убийств, в том числе и высших должностных лиц,— это уже слишком».

Напомним, 17 апреля Александр Лукашенко заявил, что на него и его детей готовилось покушение якобы с подачи руководства США. В Вашингтоне эту информацию назвали абсолютно ложной. Так или иначе, но белорусский лидер обещал, что вскоре примет «одно из принципиальных решений за четверть века президентства» и это будет «очень серьезно». Что это будет за решение, президент не уточнил. А уже вечером 22 апреля он прилетит в Москву на встречу с российским коллегой.

«Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудят совместное реагирование на актуальные вызовы и угрозы, обменяются мнениями по тематике международной повестки дня, ситуации в регионе»,— анонсировали в пресс-службе белорусского лидера. В Кремле же уточняют, что стороны также обсудят «перспективы взаимодействия в рамках Союзного государства».

Коммерсантъ. 21.04.2021

Читайте также: