США включили старый треугольник
Сергей Строкань, Алексей Наумов
Россия и США обсуждают возможность первой после многолетней паузы встречи лидеров. Госсекретарь Энтони Блинкен подтвердил предложение президента Джо Байдена «поговорить лицом к лицу» с российским лидером Владимиром Путиным для установления «более стабильных, предсказуемых отношений». Несмотря на составление Москвой списка недружественных стран, который должны возглавить США, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что инициатива Джо Байдена «позитивно воспринята». Это создает новую интригу в треугольнике США—Россия—Китай, делая главным вызовом для Вашингтона не Москву, а Пекин. Председатель КНР Си Цзиньпин предложения о встрече от главы Белого дома пока так и не получил.
Российско-американское обнуление
Интервью госсекретаря США Энтони Блинкена телеканалу CNN стало первым развернутым заявлением об отношениях с Россией, сделанным ключевым членом команды президента Байдена уже после того, как по рекомендации МИД РФ в прошлый четверг Москву спешно покинул посол Джон Салливан.
Господин Блинкен подтвердил: после предложения Джо Байдена провести встречу с Владимиром Путиным, которое он сделал, позвонив в Кремль 13 апреля, Москва и Вашингтон согласовывают условия саммита. «Не знаю, есть ли официальное согласие (властей РФ.— “Ъ”), но я знаю, что мы говорим об этом и говорим о сроках такой встречи»,— сказал он.
Глава Госдепартамента дал понять: США не считают эскалацию необратимой и ищут способ перейти к «более стабильным и предсказуемым отношениям» с Москвой, что позволит совместно работать над решением вопросов стратегической стабильности.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил в среду: «Официального ответа (Москвы.— “Ъ”) не было. Мы по-прежнему изучаем это предложение и анализируем ситуацию». Ранее он давал понять, что саммит теоретически может состояться «в летние месяцы».
Поступающие из Вашингтона сигналы прокомментировал и глава МИД РФ Сергей Лавров. Отвечая на вопрос журналиста программы «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1», господин Лавров сообщил, что американское предложение «было позитивно воспринято и сейчас изучается». Кроме того, в интервью «РИА Новости» министр призвал к созданию более прагматичной модели отношений с США и даже вспомнил свою первую беседу с госсекретарем Блинкеном, которую он назвал «доброжелательной, спокойной, прагматичной». По словам господина Лаврова, он предложил «искать взаимоприемлемые договоренности по многим проблемам, начиная с функционирования дипломатических миссий и завершая стратегической стабильностью и многими другими вещами».
«Если бы это зависело только от нас, наверное, мы бы вернулись к нормальным отношениям и в качестве первого и, по-моему, очевидного, совсем не сложного шага обнулили бы все те меры, которые принимались по ограничению работы дипломатов России в США. В ответ мы ограничивали работу дипломатов США в России»,— заявил Сергей Лавров.
По его словам, Москва предлагала Вашингтону обнулить дипломатический конфликт, но и новая администрация США «скользит по той же наклонной».
В связи с этим в том же интервью Сергей Лавров напомнил, что пока Москва продолжает работу над созданием списка недружественных государств, который будет представлен совсем скоро. По его словам, «недружественным» странам в их представительствах в РФ будет запрещено нанимать в качестве персонала не только россиян, но и граждан третьих стран.
Хотя министр не упомянул ни одну страну, все шансы возглавить список имеют США, учитывая, что дипломатическая война России со странами Запада достигла наибольшего масштаба именно в отношениях с Вашингтоном.
Последнее антикитайское предупреждение
Подготовка к российско-американской встрече в верхах создает новую интригу в треугольнике США—Россия—Китай. «Две предыдущие администрации США выбирали, какому из вызовов национальной безопасности уделить большее внимание: общим международным угрозам или соревнованию великих держав. Мы считаем, что у нас такой свободы выбора нет. За первые сто дней стало понятно, что нам противостоят все более настырный Китай и ведущая подрывные действия Россия»,— заявил во вторник журналистам на условиях анонимности представитель администрации США.
Комментируя отношения с Россией, он подтвердил, что администрация Байдена ставит целью не допустить эскалации: «Мы хотим быть понятными, дать России понять, какие именно действия мы не потерпим». Что же касается Китая, то чиновник назвал его «грядущей угрозой».
Между тем масла в огонь подлил бывший президент США Дональд Трамп. «Нельзя придумать ничего хуже, чем свести вместе Китай и Россию. А их заставляют быть вместе»,— предупредил он в эфире телеканала Fox News.
«Я знаю, чего хотят Байден и его команда. Они хотят стабильности с Россией, чтобы заниматься Китаем»,— заявил в интервью «Эху Москвы» бывший посол США в РФ Майкл Макфол.
Китайские эксперты и СМИ также высказывают предположение, что российско-американский саммит понадобился Джо Байдену, чтобы добиться хотя бы относительной стабилизации с Россией и получить возможность не воевать на два фронта, а начать генеральное наступление на КНР.
Одним из признаков идущей в Пекине дискуссии стала редакционная статья в контролируемой Компартией англоязычной газете Global Times, озаглавленная «Россия — это огромный полярный медведь, которого Запад не может переварить». Главная идея состоит в том, что Россия все равно не сможет уйти от конфликта с США и их союзниками, так что «находиться в положении сдерживаемого Западом — ее судьба». Отмечается, что поэтому никакой «демократической альтернативы» и нормальных отношений с США и их союзниками у нее все равно не будет.
«Учитывая, что первые месяцы новой администрации США были перенасыщены скандалами в отношениях с Россией, декларируемая готовность Белого дома к диалогу с Москвой на высшем уровне вызывает удивление у многих экспертов. Но ничего удивительного нет: команда Байдена рассматривает Россию скорее как текущую проблему для США, чем как стратегический вызов»,— пояснил “Ъ” гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
«С одной стороны, задиристость Москвы во многих точках мира — от Украины до Венесуэлы, от Сирии до Мьянмы — вызывает раздражение у американских политиков, а происходящая эволюция российской политической системы не может приветствоваться в Вашингтоне. С другой стороны, в администрации Байдена исходят из того, что фундаментальных противоречий между двумя странами не так уж и много. Во-первых, Россия и США почти не конкурируют на мировых рынках, во-вторых, российские военно-морские силы не создают угрозы для свободы судоходства на стратегически важных для Америки транспортных путях, в-третьих, былого идеологического вызова от Москвы больше не исходит»,— отмечает Андрей Кортунов. И добавляет: «Другое дело — Китай. Тут есть все компоненты стратегического вызова Соединенным Штатам — и ожесточенная экономическая и технологическая конкуренция, и быстро растущий военно-морской флот, и не сдающая идеологических позиций Компартия. КНР, в отличие от России, воспринимается как восходящая держава, которая будет настаивать на переделе мира в свою пользу».
Схожего мнения придерживается главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. «Российско-американский саммит, который обе стороны хотят провести при любой политической погоде, можно определить формулой "два пишем, три в уме", где третий — это Китай. Российско-американское танго для Москвы призвано создать впечатление, что ее внешняя политика остается многовекторной, в то время как США не оставляют попыток оттянуть Москву от Пекина и создать холодок в "сердечных" российско-китайских отношениях»,— считает Владимир Васильев.
Коммерсантъ. 29.04.2021